ДВА В ОДНОМ
ДВА В ОДНОМ
КЛУБ Автовладельцев
/Страница ИСТОРИИ
ДВА В ОДНОМ
БЕЗ КЛАПАНОВ, ЗАТО ПОРШНИ С ОКНАМИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Сначала прошедшего века ряд компаний делал бесклапанные движки. Завлекала возможность отрешиться от "излишних" деталей, избавив при всем этом автомобилистов от необходимости регулировать клапанные зазоры. Но главное - такие моторы работали еще тише обыденных.
На движках американских автомобилей "Брок" газораспределением ведали два поршня, вставленные один в другой (см. рис.). Шатун внутреннего проходил через трубу, служившую, в свою очередь, шатуном внешнего поршня. Труба оканчивалась конической шестерней, связанной с колесом на шее коленвала. В стенах и днищах поршней были изготовлены отверстия для прохода рабочей консистенции и выхлопных газов.
Когда боковые окна поршней совпадали с впускным отверстием цилиндра, рабочая смесь поступала в полость внутреннего поршня. Проходя через отверстия в днищах, она заполняла камеру сгорания. Оба поршня подымалиь. Наружный сразу поворачивался, так как совместно с коленвалом крутились и конические шестерни. Вход в камеру сгорания перекрывался. Отработавшие газы путешествовали так же.
Внутренний поршень мотора "Брок" повсевременно перегревался - его охлаждала только свежайшая рабочая смесь. К тому же двух- и четырехцилиндровые моторы издавна позабытой американской марки мучались обычным для всех бесклапанников недочетом - огромным угаром масла. Авто с схожими агрегатами даже по тем временам считали очень дымными.
Схема мотора "Брок": 1 - коленвал; 2 - конические шестерни; 3 - шатун (труба) наружного поршня; 4 - шатун внутреннего поршня; 5 - выпускное окно цилиндра; 6 - цилиндр; 7 - наружный поршень; 8 - внутренний поршень; 9 - свеча зажигания; 10 - впускные и выпускные окна поршней; 11 - впускное окно цилиндра.