КОРОБКА С Неуввязками
КОРОБКА С Неуввязками
Страница ИСТОРИИ
КОРОБКА С Неуввязками
Южноамериканская конструкция на российском грузовике.
Сергей КАНУННИКОВ
Грузовик АМО-3 копировали с южноамериканского "Автокара". Не все заморские решения неоспоримо подошли к нашим условиям эксплуатации. Так, четырехступная трехходовая коробка "Браун-Пайп" добивалась неизменного внимания. Низкое качество производства накладывалось на недостаток квалифицированного обслуживания и нужных расходных материалов.
В то время в СССР трансмиссионного масла просто не было. Коробки заправляли консистенцией из водянистого автола и дальнего предка "Литола" - тавота. Логично, что аннотация предписывала поменять смазку каждые 5000 км, до этого кропотливо промыв агрегат керосином. Доливать масло приходилось еще почаще - раз в 1500-2000 км. Уплотнения (кожаные либо фетровые) плотностью не отличались.
Немногим пореже необходимо было подтягивать слабоватые роликовые подшипники, на которых стояли валы коробки. Стоило не уследить - подшипники разрушались, а там и до поломки шестерен неподалеку. Вобщем, об увеличившемся свободном ходе и необходимости регулировки агрегат возвещал истошным воем.
Работа была легкой - очень похожей на знакомую многим подтяжку подшипников фронтальных ступиц. Слив из картера коробки масло, снимали особый лючок, на котором стояли педали тормоза и сцепления. Под ним размещались регулировочные гайки. Отпустив контргайку и понемногу заворачивая болт, выбирали свободный ход промежного (по тогдашней терминологии - контршафтного) вала. Чтоб подтянуть подшипники вторичного вала, крутили специальную втулку, удалив за ранее стопорную пластинку и ослабив контргайку.
Понятно, что излишнее рвение неопытного ремонтника заканчивалось перетяжкой подшипников и их резвым износом. Корректность регулировки инспектировали без хитрых приспособлений - вращая валы вручную. Чуткость уха, впору отреагировавшего на нарастающий шум, и чувствительность слесарных рук позволяли оттянуть капремонт капризного агрегата. Конструкцию коробки для потомка АМО-3 - знаменитого ЗИС-5 значительно модернизировали.