ПОЛНЫЙ Вспять!
ПОЛНЫЙ Вспять!
КЛУБ Автовладельцев
/Страница ИСТОРИИ
ПОЛНЫЙ Вспять!
КАКАЯ ИЗ ЗАДНИХ ПЕРЕДАЧ ВКЛЮЧЕНА?
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
В конце позапрошлого века многие компании делали коробки, где шестерни первичного (как гласили тогда - "приводного") и вторичного валов повсевременно находились в зацеплении. Правда, до синхронизаторов с муфтами включения было еще далековато и, чтоб стопорить подходящую шестерню на валу, применяли хитрецкий метод.
В коробках первых "панар-левассоров" четыре шестерни в "холостом" положении крутились на полом вторичном валу свободно (рис. 1). Чтоб включить передачу, шофер перемещал особый рычаг, вдвигая в полый вал шток с канавкой, где была закреплена особая пружинная пластинка. Эта пружина толкала один из 4 прямоугольных в сечении пальцев. Они, выдвигаясь из вала, тормозили одну из шестерен, обеспечивая включение соответственной передачи (если вам приходилось поменять личинку замка, вы наверное узнали принцип).
Управляя коробкой, водителю "Панара" приходилось действовать 2-мя рычагами. 2-ой через систему тяг повлиял на размещенную в задней части коробки каретку (рис. 2). Она была надета на вал звездочек, передающих через цепи усилие на колеса. На каретке, в свою очередь, стояли два огромных конических зубчатых колеса - фронтального и заднего хода. Когда рычаг находился в "нейтрали", коническая шестерня, которой оканчивался вторичный вал, не была зацеплена ни с одним из огромных колес. Перемещая каретку, шофер соединял вторичный вал с любым зубчатым колесом, включая фронтальный либо задний ход. Таким макаром, "Панар-Левассор" имел четыре фронтальных и столько же задних передач.
Естественно, находясь в неизменном зацеплении, зубья шестерен изнашивались не очень. Но стопорные пальцы, не выдерживая больших нагрузок, повсевременно ломались. Здесь и возможность ехать на "четвертой задней" не помогала.
Рис. 1. Коробка "Панар-Левассор": 1 - вал цепных шестерен; 2 - шестерня фронтального хода; 3 - шестерня заднего хода; 4 - шестерня вторичного вала; 5 - шестерни I и IV передач; 6 - шток переключения передач; 7 - первичный вал; 8 - вторичный вал; 9 - стопорный палец; 10 - шестерни первичного вала.
КЛУБ Автовладельцев
/Страница ИСТОРИИ
ПОЛНЫЙ Вспять!
КАКАЯ ИЗ ЗАДНИХ ПЕРЕДАЧ ВКЛЮЧЕНА?
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
В конце позапрошлого века многие компании делали коробки, где шестерни первичного (как гласили тогда - "приводного") и вторичного валов повсевременно находились в зацеплении. Правда, до синхронизаторов с муфтами включения было еще далековато и, чтоб стопорить подходящую шестерню на валу, применяли хитрецкий метод.
В коробках первых "панар-левассоров" четыре шестерни в "холостом" положении крутились на полом вторичном валу свободно (рис. 1). Чтоб включить передачу, шофер перемещал особый рычаг, вдвигая в полый вал шток с канавкой, где была закреплена особая пружинная пластинка. Эта пружина толкала один из 4 прямоугольных в сечении пальцев. Они, выдвигаясь из вала, тормозили одну из шестерен, обеспечивая включение соответственной передачи (если вам приходилось поменять личинку замка, вы наверное узнали принцип).
Управляя коробкой, водителю "Панара" приходилось действовать 2-мя рычагами. 2-ой через систему тяг повлиял на размещенную в задней части коробки каретку (рис. 2). Она была надета на вал звездочек, передающих через цепи усилие на колеса. На каретке, в свою очередь, стояли два огромных конических зубчатых колеса - фронтального и заднего хода. Когда рычаг находился в "нейтрали", коническая шестерня, которой оканчивался вторичный вал, не была зацеплена ни с одним из огромных колес. Перемещая каретку, шофер соединял вторичный вал с любым зубчатым колесом, включая фронтальный либо задний ход. Таким макаром, "Панар-Левассор" имел четыре фронтальных и столько же задних передач.
Естественно, находясь в неизменном зацеплении, зубья шестерен изнашивались не очень. Но стопорные пальцы, не выдерживая больших нагрузок, повсевременно ломались. Здесь и возможность ехать на "четвертой задней" не помогала.
Рис. 1. Коробка "Панар-Левассор": 1 - вал цепных шестерен; 2 - шестерня фронтального хода; 3 - шестерня заднего хода; 4 - шестерня вторичного вала; 5 - шестерни I и IV передач; 6 - шток переключения передач; 7 - первичный вал; 8 - вторичный вал; 9 - стопорный палец; 10 - шестерни первичного вала.