НА ЧЕМ ЕЗДИЛ ПУШКИН?
НА ЧЕМ ЕЗДИЛ ПУШКИН?
КЛУБ "Автовладелец"
у камина
204 ГОДА СО Денька РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА
НА ЧЕМ ЕЗДИЛ ПУШКИН?
Миша КОЛОДОЧКИН
Он преодолел в собственных путешествиях по Рф около 40 тыщ верст, обогнав по этому показателю самого Пржевальского. Но в Петербурге брал лошадок напрокат, не имея средств завести свой экипаж. Он был лично знаком со всеми высшими сановниками, включая самого Правителя. Но так и не получил разрешения съездить за предел, оставаясь до конца собственных дней "невыездным". В конце концов, конкретно благодаря ему не затерялись в истории имена Бенкендорфа, Гончаровых, Вяземских, Воронцовых и даже какого-то Геккерна-Дантеса. Всем им посчастливилось оказаться на актуальном пути Пушкина...
Любопытно, как и на чем ездил по этому пути Александр Сергеевич? Соблюдал ли ПДД, попадал ли в ДТП? Господи, ну и словечки у нас сейчас...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
20 марта 1834 года транПодвесканое средство Пушкина "раздели". "Из кареты моей украли подушки, но оставили медвежий ковер, возможно, за недосугом", - философски записывает он.
Нехорошо. Вобщем, Александр Сергеевич и сам не прочь время от времени похулиганить. Едет он, например, из Москвы в Новгород и письмо другу придумывает. Так, дескать, и так: "На каждой станции советую из коляски выкидывать пустую бутылку; таким макаром ты будешь иметь от скукотищи какое-нибудь занятие"... Ая-яй-яй, Александр Сергеевич!
Стремительно ЛИ ЕЗДИЛ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ?
Длительно ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в тележке, то пешком?
На каких лошадях резвее - на собственных либо на казенных? Да на казенных, естественно, - что здесь мыслить?
Онегин летел "в пыли на почтовых", а вот Ларина еле-еле "тащилась". И не поэтому, что не желала поскорее пристроить Татьяну замуж за толстого генерала - просто сберегала Энциклопедия грузовых автомобилей и ехала на собственных лошадках. Хочешь взять казенное животное - изволь запастись документом, так именуемой подорожной, и запиши туда чин, звание, маршрут. Нежели ты, например, бюрократ 13-го класса, то положено для тебя три лошадки - при условии, что их не уведет из-под носа бюрократ 1-го класса... Так как будь ты хоть два раза 1-ый поэт Рф, ему на это наплевать - выстроит он станционного смотрителя во фрунт: вытащи да положь мне аж 20 лошадок! А ты сиди и ожидай, да не запамятовай на каждой станции платить "прогоны" - от 8 до 10 копеек на лошадка за милю. Не нравится - поезжай на собственных, только помни, что лошадкам отдыхать необходимо, а поэтому про ночную езду лучше запамятовать сходу.
В общем, если ты не представитель Прези... извините, Правителя, и если нет у тебя ни чина, ни бумаги, то скорость твоя не превзойдет 12 верст в час зимой, 10 - летом, 8 - осенью. Итого - приблизительно 70-100 верст в день.
Кстати, в допетровской Руси стремительно никто не ездил, хотя лошадки при Рюриковичах и Годуновых были не ужаснее, ежели при Романовых. Но признаком значимости была конкретно неспешная, внушительная езда - это позже все перевернулось. Повалившие через прорубленное Петром "окно" европейцы принесли с собой моду запредельно лихих заездов по многолюдным улицам городов. Но при всем этом в Москве постоянно ездили медлительнее, чем в "младшей столице"...
Что касается самого Александра Сергеевича, он любил скорость и даже хвастался как-то, что покрывает 500 верст в 48 часов. Дистанция большого размера...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И СПЕЦСИГНАЛЫ
Нет - мигалок и сирен Александр Сергеевич не лицезрел. А вот количество фонарей либо факелов на карете сходу определяло значимость ездока: сейчас мы бы произнесли, что двойные фонари - это круто. Приблизительно как сегодняшние ксеноновые фары...
Вобщем, какая езда без звуковых сигналов? Известное "Пади, пади!" - вопль форейтора, разгоняющего пешеходов, - полностью подменяло господам Онегиным сирены и клаксоны. А чтоб таковой гудок был опять-таки "круче", чем у соседа, в форейторы искали... малеханьких мальчишек с высочайшими голосами: и стильно, и звучно! Наберет таковой мальчуган в легкие воздуха да как затянет это "Пади-и-и-и!" - другие от Дворцового моста до Екатерининского канала дотягивали...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ДОРОГАХ
Сейчас у нас дороги плохи,
Мосты позабытые сгнивают.
- Выехал я... из моей окаянной деревни на перекладной, ввиду мерзких дорог, - сетует Пушкин в 1826 году. - Псковские ямщики не отыскали ничего наилучшего, как опрокинуть меня. У меня помят бок...
Вобщем, одну дорогу Пушкин как-то похвалил - как ни удивительно, ей оказалась сегоднящая М10... Господа Воронцов и Меншиков организовали по ней движение дилижансов меж Москвой и Питером: зимой они брали по четыре пассажира, летом - по 6. Места снутри кареты стоили по 100 руб., снаружи - 60-75. Из одной столицы до другой дилижанс добирался приблизительно четыре суток. Итак вот - Пушкину все это почему-либо так понравилось, что он именовал Столичное шоссе "прекрасным"! И добавил: "Так и должно быть во всем: правительство открывает дорогу, личные лица находят удобнейшие методы ею воспользоваться".
Похоже, в тот денек у Александра Сергеевича просто было не плохое настроение...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ПРИДОРОЖНОМ СЕРВИСЕ
Русским вылечивают молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
и рвы отеческой земли.
Да, с ремонтом импортных машин уже тогда управлялись достаточно лихо. Да и прибыльного клиента всегда ощущали за милю...
"Находился я в маленьком чине, ехал на перекладных... Вследствие чего смотрители со мной не церемонились, и нередко бирал я с бою то, что, во мировоззрении моем, следовало мне по праву. Настолько же длительно не мог я привыкнуть и к тому, что разборчивый холоп обносил меня блюдом на... обеде. Сейчас и то и это кажется мне в порядке вещей".
Нет, не полюбил Александр Сергеевич наш сервис, который, видимо, еще тогда был ненавязчивым. Ну и будущие путешествия иногда навевали на него тоску. "...Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид", - с грустью размышлял он.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ НА Собственных ДВОИХ
От лошадки, как и от машины, необходимо временами отдыхать. Александр Сергеевич часто так и делал - проснется, бывало, поутру и идет для себя пешком из Петербурга в Царское Село. А к вечеру этим же манером - назад. Итого - около 50 км в денек...
Чтоб в пути не было скучновато, Пушкин обзавелся тяжеленной палкой, приобретенной по случаю в Кишиневе. Крестьянин Афанасий вспоминает: "Бывало, идет барин, возьмет палку и кинет вперед, дойдет, подымет и снова бросит - пока домой не придет..."
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ГЕРР ДРИТТЕНПРЕЙС
Кстати, как насчет этикета, плюсы, наружных приличий? Негоже, наверняка, когда у потаенного советника выезд ужаснее, чем у титулярного...
Определенные указания на сей счет успел дать еще 1-ый правитель Петр Алексеевич. Мин херц указывал, что "знатность и достоинство... нередко тем умаляется, когда убор и иной поступок тем не сходствует... того ради напоминаем мы милостиво, чтобы каждый таковой наряд, экипаж... имел, как чин и нрав его просит". А кто напоминаниям не внемлет, тот... ну, в общем, вскорости об этом пожалеет.
Петровская табель о рангах навечно вбила в мозги россиянина, что самой четкой единицей измерения его публичного положения является лошадиная сила. А овес у нас, как обычно, дорог - в 1836 году каретных дел мастер Дриттенпрейс содрал с Александра Сергеевича за свое изделие 4150 руб. Докупить к карете собственных лошадей камер-юнкер Пушкин уже не мог - дороговато-с... Приходилось нанимать их на стороне - четыре красивые лошадиные силы для разъездов по Питеру обходились в 300 руб. в месяц. "Водителям" платили раздельно.
Кстати, г-н Онегин почему-либо не "тянул" даже на Дриттенпрейса - "юный повеса" вообщем не имел собственного выезда и нанимал ямскую карету. Ее можно было брать на денек на извозничьей бирже.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И БУДУЩЕЕ
Лет чрез 500 дороги правильно
У нас поменяются непомерно.
Интересно, на чем бы ездил Александр Сергеевич сейчас? Точно можно утверждать только одно - его машина не была бы белоснежного цвета! Ну и в празднички, пожалуй, не стал бы он никуда на ней выезжать. А все поэтому, что остерегала его некогда цыганка от белоснежного человека с белоснежной головой, да на белоснежном жеребце - а сегодняшние гаишники в парадной форме все такие белые-белые...
Естественно, от судьбы не убежать. Александра Сергеевича она настигла-таки в виде блондина в белоснежном мундире - свежеиспеченного родственничка по имени Дантес. Да только никогда Пушкин не стал бы Пушкиным, будь он по натуре мнительным нытиком, боящимся жизни во всех ее проявлениях. Кто знает - вдруг у привлекательной баронессы окажется экипаж как раз белоснежного цвета? Не обижать же ее из-за этого своим невниманием...
Нет, Пушкин, конечно, оптимист. Только оптимист мог представить, что уже к XXIV столетию наши дороги станут неплохими. Что ж, около 2-ух веков уже прошло - поглядим, будут ли наши потомки ругать дорожников, к примеру, в июньском номере 2303-го...
Ох, и трясло же тогдашних ездоков во время высокоскоростных заездов по булыжным мостовым... Или дело зимой на санях. А еще лучше - пешком.
Не умопомрачительно, что уже тогда у городского обитателя временами появлялось желание вырваться из городской суеты в "обитель далекую".
СЛОВАРИК ДОРОЖНО-ТРАНПодвескаНЫХ Определений ПУШКИНСКОЙ Эры
Бричка - легкая полукрытая повозка с верхом, будкой.
Вершник - кавалерист, сидячий верхом.
Возок - зимняя повозка, скрытые сани с дверями.
Дилижанс - он же належанец либо лежанка - общественная почтовая, либо личной индустрии карета, либо другого рода повозка, многоместный крытый экипаж.
Зимник - дорога, пролегаемая по водам и болотам, где летом вообщем нет езды.
Зимняк - санный путь вообщем.
Кибитка - тележка либо сани с верхом, скрытая повозка.
Колея - накат по дороге, желобчатая выбоина, врезанная колесами.
Коляска - барская ездовая повозка с половинчатым верхом и на пружинах.
Перекладные - лошадки, сменяемые на почтовых станциях.
Подорожная - открытый лист на получение почтовых лошадок.
Почтовая карета - в какой от почтового отделения за Энциклопедия грузовых автомобилей раздаются места.
Прогон - установленная плата при езде "на почтовых".
Проселок - путь меж селениями в стороне от городов и огромных дорог.
Тракт - большая дорога, почтовая дорога.
Форейтор - верховой, правящий фронтальными лошадьми при запряжке цугом.
КЛУБ "Автовладелец"
у камина
204 ГОДА СО Денька РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА
НА ЧЕМ ЕЗДИЛ ПУШКИН?
Миша КОЛОДОЧКИН
Он преодолел в собственных путешествиях по Рф около 40 тыщ верст, обогнав по этому показателю самого Пржевальского. Но в Петербурге брал лошадок напрокат, не имея средств завести свой экипаж. Он был лично знаком со всеми высшими сановниками, включая самого Правителя. Но так и не получил разрешения съездить за предел, оставаясь до конца собственных дней "невыездным". В конце концов, конкретно благодаря ему не затерялись в истории имена Бенкендорфа, Гончаровых, Вяземских, Воронцовых и даже какого-то Геккерна-Дантеса. Всем им посчастливилось оказаться на актуальном пути Пушкина...
Любопытно, как и на чем ездил по этому пути Александр Сергеевич? Соблюдал ли ПДД, попадал ли в ДТП? Господи, ну и словечки у нас сейчас...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
20 марта 1834 года транПодвесканое средство Пушкина "раздели". "Из кареты моей украли подушки, но оставили медвежий ковер, возможно, за недосугом", - философски записывает он.
Нехорошо. Вобщем, Александр Сергеевич и сам не прочь время от времени похулиганить. Едет он, например, из Москвы в Новгород и письмо другу придумывает. Так, дескать, и так: "На каждой станции советую из коляски выкидывать пустую бутылку; таким макаром ты будешь иметь от скукотищи какое-нибудь занятие"... Ая-яй-яй, Александр Сергеевич!
Стремительно ЛИ ЕЗДИЛ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ?
Длительно ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в тележке, то пешком?
На каких лошадях резвее - на собственных либо на казенных? Да на казенных, естественно, - что здесь мыслить?
Онегин летел "в пыли на почтовых", а вот Ларина еле-еле "тащилась". И не поэтому, что не желала поскорее пристроить Татьяну замуж за толстого генерала - просто сберегала Энциклопедия грузовых автомобилей и ехала на собственных лошадках. Хочешь взять казенное животное - изволь запастись документом, так именуемой подорожной, и запиши туда чин, звание, маршрут. Нежели ты, например, бюрократ 13-го класса, то положено для тебя три лошадки - при условии, что их не уведет из-под носа бюрократ 1-го класса... Так как будь ты хоть два раза 1-ый поэт Рф, ему на это наплевать - выстроит он станционного смотрителя во фрунт: вытащи да положь мне аж 20 лошадок! А ты сиди и ожидай, да не запамятовай на каждой станции платить "прогоны" - от 8 до 10 копеек на лошадка за милю. Не нравится - поезжай на собственных, только помни, что лошадкам отдыхать необходимо, а поэтому про ночную езду лучше запамятовать сходу.
В общем, если ты не представитель Прези... извините, Правителя, и если нет у тебя ни чина, ни бумаги, то скорость твоя не превзойдет 12 верст в час зимой, 10 - летом, 8 - осенью. Итого - приблизительно 70-100 верст в день.
Кстати, в допетровской Руси стремительно никто не ездил, хотя лошадки при Рюриковичах и Годуновых были не ужаснее, ежели при Романовых. Но признаком значимости была конкретно неспешная, внушительная езда - это позже все перевернулось. Повалившие через прорубленное Петром "окно" европейцы принесли с собой моду запредельно лихих заездов по многолюдным улицам городов. Но при всем этом в Москве постоянно ездили медлительнее, чем в "младшей столице"...
Что касается самого Александра Сергеевича, он любил скорость и даже хвастался как-то, что покрывает 500 верст в 48 часов. Дистанция большого размера...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И СПЕЦСИГНАЛЫ
Нет - мигалок и сирен Александр Сергеевич не лицезрел. А вот количество фонарей либо факелов на карете сходу определяло значимость ездока: сейчас мы бы произнесли, что двойные фонари - это круто. Приблизительно как сегодняшние ксеноновые фары...
Вобщем, какая езда без звуковых сигналов? Известное "Пади, пади!" - вопль форейтора, разгоняющего пешеходов, - полностью подменяло господам Онегиным сирены и клаксоны. А чтоб таковой гудок был опять-таки "круче", чем у соседа, в форейторы искали... малеханьких мальчишек с высочайшими голосами: и стильно, и звучно! Наберет таковой мальчуган в легкие воздуха да как затянет это "Пади-и-и-и!" - другие от Дворцового моста до Екатерининского канала дотягивали...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ДОРОГАХ
Сейчас у нас дороги плохи,
Мосты позабытые сгнивают.
- Выехал я... из моей окаянной деревни на перекладной, ввиду мерзких дорог, - сетует Пушкин в 1826 году. - Псковские ямщики не отыскали ничего наилучшего, как опрокинуть меня. У меня помят бок...
Вобщем, одну дорогу Пушкин как-то похвалил - как ни удивительно, ей оказалась сегоднящая М10... Господа Воронцов и Меншиков организовали по ней движение дилижансов меж Москвой и Питером: зимой они брали по четыре пассажира, летом - по 6. Места снутри кареты стоили по 100 руб., снаружи - 60-75. Из одной столицы до другой дилижанс добирался приблизительно четыре суток. Итак вот - Пушкину все это почему-либо так понравилось, что он именовал Столичное шоссе "прекрасным"! И добавил: "Так и должно быть во всем: правительство открывает дорогу, личные лица находят удобнейшие методы ею воспользоваться".
Похоже, в тот денек у Александра Сергеевича просто было не плохое настроение...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ПРИДОРОЖНОМ СЕРВИСЕ
Русским вылечивают молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
и рвы отеческой земли.
Да, с ремонтом импортных машин уже тогда управлялись достаточно лихо. Да и прибыльного клиента всегда ощущали за милю...
"Находился я в маленьком чине, ехал на перекладных... Вследствие чего смотрители со мной не церемонились, и нередко бирал я с бою то, что, во мировоззрении моем, следовало мне по праву. Настолько же длительно не мог я привыкнуть и к тому, что разборчивый холоп обносил меня блюдом на... обеде. Сейчас и то и это кажется мне в порядке вещей".
Нет, не полюбил Александр Сергеевич наш сервис, который, видимо, еще тогда был ненавязчивым. Ну и будущие путешествия иногда навевали на него тоску. "...Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид", - с грустью размышлял он.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ НА Собственных ДВОИХ
От лошадки, как и от машины, необходимо временами отдыхать. Александр Сергеевич часто так и делал - проснется, бывало, поутру и идет для себя пешком из Петербурга в Царское Село. А к вечеру этим же манером - назад. Итого - около 50 км в денек...
Чтоб в пути не было скучновато, Пушкин обзавелся тяжеленной палкой, приобретенной по случаю в Кишиневе. Крестьянин Афанасий вспоминает: "Бывало, идет барин, возьмет палку и кинет вперед, дойдет, подымет и снова бросит - пока домой не придет..."
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ГЕРР ДРИТТЕНПРЕЙС
Кстати, как насчет этикета, плюсы, наружных приличий? Негоже, наверняка, когда у потаенного советника выезд ужаснее, чем у титулярного...
Определенные указания на сей счет успел дать еще 1-ый правитель Петр Алексеевич. Мин херц указывал, что "знатность и достоинство... нередко тем умаляется, когда убор и иной поступок тем не сходствует... того ради напоминаем мы милостиво, чтобы каждый таковой наряд, экипаж... имел, как чин и нрав его просит". А кто напоминаниям не внемлет, тот... ну, в общем, вскорости об этом пожалеет.
Петровская табель о рангах навечно вбила в мозги россиянина, что самой четкой единицей измерения его публичного положения является лошадиная сила. А овес у нас, как обычно, дорог - в 1836 году каретных дел мастер Дриттенпрейс содрал с Александра Сергеевича за свое изделие 4150 руб. Докупить к карете собственных лошадей камер-юнкер Пушкин уже не мог - дороговато-с... Приходилось нанимать их на стороне - четыре красивые лошадиные силы для разъездов по Питеру обходились в 300 руб. в месяц. "Водителям" платили раздельно.
Кстати, г-н Онегин почему-либо не "тянул" даже на Дриттенпрейса - "юный повеса" вообщем не имел собственного выезда и нанимал ямскую карету. Ее можно было брать на денек на извозничьей бирже.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И БУДУЩЕЕ
Лет чрез 500 дороги правильно
У нас поменяются непомерно.
Интересно, на чем бы ездил Александр Сергеевич сейчас? Точно можно утверждать только одно - его машина не была бы белоснежного цвета! Ну и в празднички, пожалуй, не стал бы он никуда на ней выезжать. А все поэтому, что остерегала его некогда цыганка от белоснежного человека с белоснежной головой, да на белоснежном жеребце - а сегодняшние гаишники в парадной форме все такие белые-белые...
Естественно, от судьбы не убежать. Александра Сергеевича она настигла-таки в виде блондина в белоснежном мундире - свежеиспеченного родственничка по имени Дантес. Да только никогда Пушкин не стал бы Пушкиным, будь он по натуре мнительным нытиком, боящимся жизни во всех ее проявлениях. Кто знает - вдруг у привлекательной баронессы окажется экипаж как раз белоснежного цвета? Не обижать же ее из-за этого своим невниманием...
Нет, Пушкин, конечно, оптимист. Только оптимист мог представить, что уже к XXIV столетию наши дороги станут неплохими. Что ж, около 2-ух веков уже прошло - поглядим, будут ли наши потомки ругать дорожников, к примеру, в июньском номере 2303-го...
Ох, и трясло же тогдашних ездоков во время высокоскоростных заездов по булыжным мостовым... Или дело зимой на санях. А еще лучше - пешком.
Не умопомрачительно, что уже тогда у городского обитателя временами появлялось желание вырваться из городской суеты в "обитель далекую".
СЛОВАРИК ДОРОЖНО-ТРАНПодвескаНЫХ Определений ПУШКИНСКОЙ Эры
Бричка - легкая полукрытая повозка с верхом, будкой.
Вершник - кавалерист, сидячий верхом.
Возок - зимняя повозка, скрытые сани с дверями.
Дилижанс - он же належанец либо лежанка - общественная почтовая, либо личной индустрии карета, либо другого рода повозка, многоместный крытый экипаж.
Зимник - дорога, пролегаемая по водам и болотам, где летом вообщем нет езды.
Зимняк - санный путь вообщем.
Кибитка - тележка либо сани с верхом, скрытая повозка.
Колея - накат по дороге, желобчатая выбоина, врезанная колесами.
Коляска - барская ездовая повозка с половинчатым верхом и на пружинах.
Перекладные - лошадки, сменяемые на почтовых станциях.
Подорожная - открытый лист на получение почтовых лошадок.
Почтовая карета - в какой от почтового отделения за Энциклопедия грузовых автомобилей раздаются места.
Прогон - установленная плата при езде "на почтовых".
Проселок - путь меж селениями в стороне от городов и огромных дорог.
Тракт - большая дорога, почтовая дорога.
Форейтор - верховой, правящий фронтальными лошадьми при запряжке цугом.