ДЕЛО О ЛЕВОМ ШЛАГБАУМЕ
ДЕЛО О "ЛЕВОМ" ШЛАГБАУМЕ
КЛУБ "Автовладелец"
детективное бюро
ДЕЛО О "ЛЕВОМ" ШЛАГБАУМЕ
СЕРГЕЙ ВОЛГИН, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ПРАВОВОЙ Инфы
Заезд во двор перекрывал тяжкий полосатый шлагбаум. Около него курили два здоровых молодца в камуфляже.
- У нас заезд платный, 50 рублей, - понятно растолковали они. - Без сдачи? Отлично. Вот там паркуйтесь, пожалуйста...
Наверняка, всем знакома такая ситуация. Приезжаешь на рынок (вокзал, аэропорт, торговый комплекс и т. д.), а заезд перекрыл шлагбаум, и около него человек в форме либо без оной собирает Энциклопедия грузовых автомобилей. За что - не совершенно понятно. В нашем следующем расследовании мы и решили узнать, когда эта противная процедура - легитимна, а когда - нет. Словом, в каких случаях доставать бумажник, а в каких - не стоит.
ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА
Сперва направились по столичным аэропортам. И во Внукове, и в Домодедове, и в обоих "Шереметьевых" все подъезды к терминалам издавна и крепко перекрыты автоматическими шлагбаумами. Подъезжаешь, нажимаешь на кнопку стоящего рядом стального ящика, из которого выползает чек, и заезд открыт (в Шереметьево-1 и Внуково это по старинке делает оператор). Всюду плакатики оповещают, что стоимость стоянки - 40-50 рублей в час, оплата на выезде. Если провел за шлагбаумом менее 15 минут, выпустят безвозмездно.
Чтоб узнать, легитимно ли взимание платы в данном случае и за что с нас берут Энциклопедия грузовых автомобилей, обратились в Московскую прокуратуру. Как оказывается, земля около аэропортов по всем правилам сдана в аренду различным коммерческим фирмам, которые и организовали платные стоянки автотранПодвескаа. Таковой ответ нас порадовал. И вот почему.
Раз идет речь об услугах, должен применяться закон "О защите прав потребителей". Его статья 38 гласит, что правила оказания отдельного вида услуг утверждаются Правительством РФ. В позапрошлом году Правительство выпустило постановление от 17.11.2001 № 795, которым утвердило правила оказания услуг автостоянок. Согласно этому документу, поставив автомобиль на стоянку, шофер платит не за то, что ему просто разрешили это сделать, а приобретает определенный набор услуг. Понятно, главной является хранение транПодвесканого средства.
Дела меж обладателем автомобиля и автомобильной стоянкой строятся на основании контракта, и предмет его не просто проезд по местности стоянки, а хранение на ней транПодвесканых средств. Правда, в случае разового, краткосрочного (на срок наименее одних суток), использования стоянкой заместо заключения контракта допускается сохранная расписка, квитанция либо другой схожий документ.
Правила, естественно, предугадывают и ответственность исполнителя за некачественно оказанные услуги. В случае, если на стоянке автомобиль был поврежден либо угнан, обязанность компенсировать убытки, причиненные обладателю, несет исполнитель. Причина возникновения повреждений не играет роли. Были ли это противоправные деяния хулиганов либо неискусные деяния "чайника", который, паркуясь, задел ваш автомобиль - за все должен отвечать обладатель стоянки. А раз так, то потребитель может быть спокоен - случись что с его машиной, он под охраной закона и если не сходу, то через трибунал может компенсировать свои убытки. Единственное условие - сохранить чек и оформить происшествие у участкового. ГИБДД вызывать тут нет смысла - стоянка не является дорогой (пункт 1.2 Правил), а вот без дизайна милицейского протокола тяжело обосновать, что вы вообщем воспользовались этой стоянкой.
Так что аэропортовские стоянки в Москве - "в законе". В течение прошедшего года во всех столичных аэропортах по указанию прокуратуры появились другие бесплатные парковки. Размещены они, естественно, не очень близко, зато платить не нужно.
Торговцы ВОЗДУХА
Другой случай - парковки на столичных улицах, когда Энциклопедия грузовых автомобилей с автомобилистов берут за "прекрасные глаза" - формально парковщик никаких услуг не оказывает. Напомню, что решением Мосгорсуда от 24 октября 2001 года городские парковки признаны нелегальными. Все же, некие из их оказались на уникальность жизнестойкими и продолжают существовать, хотя их резко поубавилось, ну и "парковщики" при отказе платить в особенности не настаивают. Запомните основное: если никаких услуг вам не оказывают - платить не нужно!
Сейчас давайте разберемся с ситуацией, когда плату берут, к примеру, просто за заезд. Часто основание для этого приводится очень обычное. Некоторое юридическое лицо (либо личный бизнесмен) берет в аренду (либо покупает) участок земли, прямо перед каким-либо рынком. После чего, владея всеми правами на этот участок, устанавливает шлагбаум и начинает брать плату с желающих тормознуть ближе. Чтоб таких "желающих" стало как можно больше, вокруг вешают знаки, запрещающие остановку и стоянку, время от времени даже забыв спросить разрешение у ГИБДД. Дескать, земля моя, кого желаю, того и пускаю. По сути все не так.
Не вдаваясь в юридические тонкости, приведу обычный пример. Дачник выстроил вокруг собственных владений высочайший забор и никого сторонних не пускает. На 1-ый взор, все верно. Как собственник земли, он распоряжается ей по собственному усмотрению. А вот если этот дачник перегородил своим забором единственную дорогу и лишил всех, не считая собственных друзей, способности проезда по ней? Как быть тогда? Здесь уже все есть основания для предъявления претензий: Конституция РФ устанавливает право каждого, кто легитимно находится на местности Рф, свободно передвигаться по ней. Потому сбор средств только за то, чтоб пропустить машину на какую-нибудь местность, нелегален. Или оказывайте услуги в порядке, предусмотренном Правительством, или пропускайте просто так.
Правда, в ближайшее время появились и поболее утонченные методы сбора платы за проезд. С одним из таких мы столкнулись на известном в Москве Савеловском радиорынке. Обыкновенно, заезд на него перегорожен шлагбаумом, около которого сторож и милиционер. Как нам обходительно растолковали, заезд на местность рынка разрешен только отдельным категориям людей - работникам правоохранительных органов, инвалидам и тем... кто добровольно (!) пожертвует в некоторый фонд "М. В. Д." более 50 рублей. Вправду, рядом стоит будка, на которой написано "Пункт приема добровольческих пожертвований". Нам даже выдали чек.
Я не призываю обращаться в трибунал каждый раз, когда встречаешься с попыткой, грубо говоря, содрать нелегально Энциклопедия грузовых автомобилей с водителей за проезд на ту либо иную местность. В жизни это нереально. А вот воззвание в другие правоохранительные органы возможно окажется уместным. Скажем, в прокуратуру, в функции которой заходит надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Конкретно так мы поступили и в случае с аэропортами, и в ряде других ситуаций, с которыми сталкивались в различное время. Сейчас прокуратура должна будет разобраться по поводу законности сбора "добровольческих пожертвований". На незамедлительный итог мы не рассчитываем, но с чего-то нужно начинать...
"Подайте, Различное добрые, на нужды фонда "М.В.Д."...
КЛУБ "Автовладелец"
детективное бюро
ДЕЛО О "ЛЕВОМ" ШЛАГБАУМЕ
СЕРГЕЙ ВОЛГИН, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ПРАВОВОЙ Инфы
Заезд во двор перекрывал тяжкий полосатый шлагбаум. Около него курили два здоровых молодца в камуфляже.
- У нас заезд платный, 50 рублей, - понятно растолковали они. - Без сдачи? Отлично. Вот там паркуйтесь, пожалуйста...
Наверняка, всем знакома такая ситуация. Приезжаешь на рынок (вокзал, аэропорт, торговый комплекс и т. д.), а заезд перекрыл шлагбаум, и около него человек в форме либо без оной собирает Энциклопедия грузовых автомобилей. За что - не совершенно понятно. В нашем следующем расследовании мы и решили узнать, когда эта противная процедура - легитимна, а когда - нет. Словом, в каких случаях доставать бумажник, а в каких - не стоит.
ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА
Сперва направились по столичным аэропортам. И во Внукове, и в Домодедове, и в обоих "Шереметьевых" все подъезды к терминалам издавна и крепко перекрыты автоматическими шлагбаумами. Подъезжаешь, нажимаешь на кнопку стоящего рядом стального ящика, из которого выползает чек, и заезд открыт (в Шереметьево-1 и Внуково это по старинке делает оператор). Всюду плакатики оповещают, что стоимость стоянки - 40-50 рублей в час, оплата на выезде. Если провел за шлагбаумом менее 15 минут, выпустят безвозмездно.
Чтоб узнать, легитимно ли взимание платы в данном случае и за что с нас берут Энциклопедия грузовых автомобилей, обратились в Московскую прокуратуру. Как оказывается, земля около аэропортов по всем правилам сдана в аренду различным коммерческим фирмам, которые и организовали платные стоянки автотранПодвескаа. Таковой ответ нас порадовал. И вот почему.
Раз идет речь об услугах, должен применяться закон "О защите прав потребителей". Его статья 38 гласит, что правила оказания отдельного вида услуг утверждаются Правительством РФ. В позапрошлом году Правительство выпустило постановление от 17.11.2001 № 795, которым утвердило правила оказания услуг автостоянок. Согласно этому документу, поставив автомобиль на стоянку, шофер платит не за то, что ему просто разрешили это сделать, а приобретает определенный набор услуг. Понятно, главной является хранение транПодвесканого средства.
Дела меж обладателем автомобиля и автомобильной стоянкой строятся на основании контракта, и предмет его не просто проезд по местности стоянки, а хранение на ней транПодвесканых средств. Правда, в случае разового, краткосрочного (на срок наименее одних суток), использования стоянкой заместо заключения контракта допускается сохранная расписка, квитанция либо другой схожий документ.
Правила, естественно, предугадывают и ответственность исполнителя за некачественно оказанные услуги. В случае, если на стоянке автомобиль был поврежден либо угнан, обязанность компенсировать убытки, причиненные обладателю, несет исполнитель. Причина возникновения повреждений не играет роли. Были ли это противоправные деяния хулиганов либо неискусные деяния "чайника", который, паркуясь, задел ваш автомобиль - за все должен отвечать обладатель стоянки. А раз так, то потребитель может быть спокоен - случись что с его машиной, он под охраной закона и если не сходу, то через трибунал может компенсировать свои убытки. Единственное условие - сохранить чек и оформить происшествие у участкового. ГИБДД вызывать тут нет смысла - стоянка не является дорогой (пункт 1.2 Правил), а вот без дизайна милицейского протокола тяжело обосновать, что вы вообщем воспользовались этой стоянкой.
Так что аэропортовские стоянки в Москве - "в законе". В течение прошедшего года во всех столичных аэропортах по указанию прокуратуры появились другие бесплатные парковки. Размещены они, естественно, не очень близко, зато платить не нужно.
Торговцы ВОЗДУХА
Другой случай - парковки на столичных улицах, когда Энциклопедия грузовых автомобилей с автомобилистов берут за "прекрасные глаза" - формально парковщик никаких услуг не оказывает. Напомню, что решением Мосгорсуда от 24 октября 2001 года городские парковки признаны нелегальными. Все же, некие из их оказались на уникальность жизнестойкими и продолжают существовать, хотя их резко поубавилось, ну и "парковщики" при отказе платить в особенности не настаивают. Запомните основное: если никаких услуг вам не оказывают - платить не нужно!
Сейчас давайте разберемся с ситуацией, когда плату берут, к примеру, просто за заезд. Часто основание для этого приводится очень обычное. Некоторое юридическое лицо (либо личный бизнесмен) берет в аренду (либо покупает) участок земли, прямо перед каким-либо рынком. После чего, владея всеми правами на этот участок, устанавливает шлагбаум и начинает брать плату с желающих тормознуть ближе. Чтоб таких "желающих" стало как можно больше, вокруг вешают знаки, запрещающие остановку и стоянку, время от времени даже забыв спросить разрешение у ГИБДД. Дескать, земля моя, кого желаю, того и пускаю. По сути все не так.
Не вдаваясь в юридические тонкости, приведу обычный пример. Дачник выстроил вокруг собственных владений высочайший забор и никого сторонних не пускает. На 1-ый взор, все верно. Как собственник земли, он распоряжается ей по собственному усмотрению. А вот если этот дачник перегородил своим забором единственную дорогу и лишил всех, не считая собственных друзей, способности проезда по ней? Как быть тогда? Здесь уже все есть основания для предъявления претензий: Конституция РФ устанавливает право каждого, кто легитимно находится на местности Рф, свободно передвигаться по ней. Потому сбор средств только за то, чтоб пропустить машину на какую-нибудь местность, нелегален. Или оказывайте услуги в порядке, предусмотренном Правительством, или пропускайте просто так.
Правда, в ближайшее время появились и поболее утонченные методы сбора платы за проезд. С одним из таких мы столкнулись на известном в Москве Савеловском радиорынке. Обыкновенно, заезд на него перегорожен шлагбаумом, около которого сторож и милиционер. Как нам обходительно растолковали, заезд на местность рынка разрешен только отдельным категориям людей - работникам правоохранительных органов, инвалидам и тем... кто добровольно (!) пожертвует в некоторый фонд "М. В. Д." более 50 рублей. Вправду, рядом стоит будка, на которой написано "Пункт приема добровольческих пожертвований". Нам даже выдали чек.
Я не призываю обращаться в трибунал каждый раз, когда встречаешься с попыткой, грубо говоря, содрать нелегально Энциклопедия грузовых автомобилей с водителей за проезд на ту либо иную местность. В жизни это нереально. А вот воззвание в другие правоохранительные органы возможно окажется уместным. Скажем, в прокуратуру, в функции которой заходит надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Конкретно так мы поступили и в случае с аэропортами, и в ряде других ситуаций, с которыми сталкивались в различное время. Сейчас прокуратура должна будет разобраться по поводу законности сбора "добровольческих пожертвований". На незамедлительный итог мы не рассчитываем, но с чего-то нужно начинать...
"Подайте, Различное добрые, на нужды фонда "М.В.Д."...