500 С ПРИЦЕПОМ
500 С ПРИЦЕПОМ
КЛУБ
Автовладельцев
500 С ПРИЦЕПОМ
"...Означает, так. Картошки - четыре мешка килограмм по 50, морковка, свекла, кабачки - еще килограмм 30, яблок - сколько влезет, на древнем хуторе наберем, плюс еще всяческая мелочь, чесночок-лучок. Все увезем - до весны в овощной ходить не придется..." Да-да, читатель, мы тоже отлично представляем для себя сезонные заботы дачника. Посодействовать их разрешить взялись Антон ЧУЙКИН и Борис СИНЕЛЬНИКОВ.
Возлагаем надежды, вы вырастили непревзойденный сбор, понимаете, как его собрать и сохранить (эти вопросы не входят в компетенцию "За рулем"), и сейчас задачка - доставить овощи-фрукты к месту употребления, другими словами в город; может быть, еще придется возить вещи, стройматериалы и т. п. Естественно, если у вас грузовичок либо хотя бы пикап, трудности перевозки нет. Практически у всех же - "Жигули", которые по необходимости преобразуются в тяжеловоз. Доступных средств для этого два: багажник на крыше и прицеп. Их мы и решили сопоставить - что и как лучше, удобнее, эффективнее?
Прикинули, что средний груз, который приходится перевозить (см. начало статьи), - приблизительно 300 кг. Понятно, если вы везете мебель - масса будет меньше, но объем больше так, что прибыльнее использовать грузовик. В принятые нами три сотки кг укладываются, по результатам опроса конкретных редакционных дачников, практически любые грузы.
Но ведь еще есть и пассажиры - их, исходя опять-таки из осредненного показателя, решили брать на борт в количестве 3-х (плюс шофер).
Автомобиль взяли самый обыденный - VAZ 21063, прикрепили на крышу багажник, подключили расходомер и направились в Подмосковье, на фирму "Тонар", где нас ожидал маленький прицеп модели 8188 и груз (мешки с песком по 25-30 кг каждый).
С ГРУЗОМ НА КРЫШЕ
"Шестерка", по технической характеристике, может везти 5 человек и 50 кг груза. При всем этом считается, что человек весит 70-75 кг. Но это в среднем - бывает больше, бывает меньше, потому лучше грузоподъемность машины рассчитывать, вычитая из ее полной массы оснащенную. Для большинства российских автомобилей выходит 400 кг, включая дополнительное оборудование (см. таблицу). Где вы их разместите - в багажнике и салоне, на крыше и в салоне - непринципиально, только бы не превысить общей допустимой массы. При всем этом на верхнем багажнике обычно можно перевозить 50-60 кг, не больше - так сказано в аннотации к автомобилю (ну и к багажнику). Помните об этом, когда грузите "на крышу" несколько мешков картошки!
Прикинув ориентировочный общий вес экипажа, мы решили дополнительно брать только 75-80 кг- еще 1-го "человека". В сумме общая нагрузка как раз выходила 400-410 кг. Груз частью расположили на верхнем багажнике (два мешка с песком по 25 кг каждый), частью - в штатном (3-ий мешок).
Садимся... Ого, как просела машина! Верхние полукружья задних шин совершенно скрылись в колесных арках, брызговики скребут по дороге. Дорожный просвет, естественно, уменьшился, ход подвески - тоже, так что ехать придется очень осторожно. Тем паче, что 1-ый шаг теста - "путь до шоссе" - проходит по разбитым асфальтовым и грунтовым дорогам, главной улице деревни и малость - по отличному асфальту, другими словами моделирует выезд дачника с участка на трассу.
Равномерно к полной загрузке машины привыкаешь - вроде все как обычно, разгон на ухабах оценивать не приходится, едешь как на порожнем автомобиле. Бух! Вот для тебя на: "шестерка" получает чувствительнейший удар снизу - а ведь ранее эта кочка просто проходила под днищем. Хорошо, поедем еще медленней, объезжая небезопасные рытвины и ухабы. Через 25 минут это мучение завершается. Результат - пара контактов с грунтом (1-ый сильный удар пришелся на защиту мотора, 2-ой, легкий - на порог, когда мы переваливали в особенности вредную кочку); три "пробоя" подвески на выбоинах старенькой асфальтовой дороги (мы рано решили, что можно разгоняться). К счастью, все это - без небезопасных последствий. Хотя, кто знает, какими они были, будь наша машина постарше. На данном шаге теста расход горючего составил 8,52 л/100 км при средней скорости 28,8 км/ч.
Сейчас - движение по шоссе. Нам предстоит проехать 20 км, изображая дачников, возвращающихся в город. Скорость ограничена 70 км/ч - дело в том, что с прицепом резвее ехать нельзя (так молвят Правила), означает, для корректного сопоставления расходов горючего приходится и на данный момент двигаться не очень стремительно. Дорога пустая, и мы практически всегда идем на разрешенной "максималке". У тяжелогруженой "шестерки" прыти поубавилось, разгон даже до 70 км/ч дается сложнее, чем на пустой машине, а счетчик расходомера при ускорениях не просто тикает, а даже трещит - разумеется, в карбюраторе работают обе камеры и бензин "льется струей".
Расход, но, вышел не очень огромным - 8,68 л/100 км при средней скорости 60 км/ч. Обычно на крыше возят более объемную поклажу - ящики, что-то из мебели, бочки, время от времени даже холодильники, - что приметно наращивает аэродинамическое сопротивление автомобиля, а означает, и расход горючего. Понятно, что груженый верхний багажник "разоряет" обладателя на дополнительные 30% горючего (пустой, кстати, тоже наращивает расход бензина - до 6%). А прицеп? Возвращаемся на "базу" - предприятие "Тонар" - и продолжаем наш опыт.
БОЛЬШЕ - НЕЛЬЗЯ!
Цепляя к автомобилю прицеп, не рассчитывайте, что можете перевезти сходу тонну. Во-1-х, чтоб вести автомобиль с прицепом, наибольшая масса которого больше 750 кг, нужна "открытая" категория "Е" в "правах" ("Комментарий к Правилам дорожного движения...", М.: Издательство "За рулем", 1996). Во-2-х, в Правилах (п. 23.1) сказано, что "масса перевозимого груза... не должна превосходить величины, установленной предприятием-изготовителем для данного транПодвесканого средства". Какие прицепы можно буксировать русскими автомобилями - приведено в таблице, составленной по "Короткому авто справочнику" (в обиходе его именуют "нииатовский"). Руководствуясь им, мы загрузили маленький прицеп своей массой 200 кг мешками с песком, "тянувшими" еще на 300 кг. Больше - нельзя: прицеп не оборудован тормозами.
Тот же экипаж рассаживается по местам, и "шестерка" трогается в путь. Она полегчала на 75 кг и приподнялась над дорогой. Со стороны машина уже не смотрится перегруженной, а прицеп - и подавно (с более томными "тягачами" на нем можно возить и 400 кг). Едем вновь по первому маршруту. Давешнюю кочку опять пускаем меж колес и... просто, не задев, проезжаем над ней. Можно двигаться смелее и резвее.
Прицеп дает о для себя знать легкими толчками - будто бы периодически кто-то придерживает машину за хвост, а позже подталкивает вперед. На всякий случай решили проверить, не сместился ли груз и не очень ли давит прицеп на "крюк" автомобиля. Нагрузку на фаркоп машины просто проверить рукою, приподнимая (при открытом, естественно, замке сцепного устройства) дышло прицепа. Вес, приходящийся на руку, должен быть 15-25 кг - другими словами вы должны без особенных усилий покачать прицеп. Что мы и сделали - можно двигаться далее.
Природу толчков, которыми прицеп вознаграждает автомобиль на неровной дороге, можно разъяснить: когда машина переваливается через ухаб, прицеп только начинает взбираться на него и подтормаживает тягач. Позже, скатываясь, он подталкивает машину и т. д. Чем ровнее дорога, тем меньше толчков.
1-ый участок мы проехали даже резвее, чем с грузом на верхнем багажнике (сказался приросший дорожный просвет): средняя скорость - 31,3 км/ч. Горючего сожгли больше - расход составил 10 л/100 км. Напомним, что груз был вчетверо тяжелее - заместо 75 кг - 300.
Выезжаем на шоссе. При разгоне вновь появляются слабенькие толчки в продольном направлении: выдавил сцепление, чтоб переключить передачу, а тяжкий прицеп в это время накатился сзади и подтолкнул. К этому стремительно привыкаешь и перестаешь уделять свое внимание.
Разгон стал еще больше "тугим" - как-никак "излишних" 500 кг за спиной. (Помните об этом при обгонах, когда утрата обычной динамичности автомобиля может стать небезопасной). И, естественно, не запамятовывайте, что вы за рулем пусть малеханького, но автопоезда, которому места для маневра требуется больше, чем "одиночке".
Попробуем потормозить. Чтоб получить такое же замедление (по ощущениям), как для 1-го автомобиля, на тормоз приходится нажимать сильнее - но не так, чтоб это могло напугать. Замеров тормозного пути при критическом торможении мы не проводили - для этого требуется особые методика, аппаратура и дорога. Поверим спецам "Тонара": вся их продукция укладывается в требования
ГОСТов и Правил дорожного движения, другими словами наращивает тормозной путь автомобиля в допустимых границах. Еще пара замечаний о торможении с прицепом. Будьте в особенности внимательны на скользкой дороге, где прицеп при насыщенном замедлении навряд ли точно повторит линию движения автомобиля - ваш автопоезд может "сложиться". И после резкого торможения проверьте, не сместился ли груз в кузове прицепа к фронтальной стене, нагружая "крюк" машины.
2-ой шаг завершен. Вот его результаты: средняя скорость - 60 км/ч, расход горючего - 10,12 л/100 км и главный вывод водителя - с прицепом ехать не труднее, чем без оного, если... не забывать о нем.
ИТАК...
С прицепом мы расходовали (на шоссе) на 17% больше горючего, но перевезли в три раза больше груза! Сколько раз пришлось бы съездить на одиночной машине, чтоб увезти оставшиеся 225 кг (300 - 75)? Один раз без пассажиров, три - если, как говорится, с "провождающими лицами". Вся экономия бензина, ясное дело, сгорит.
Прицеп комфортен и тем, что способен вместить не только лишь тяжкий, да и большой груз. Поглядите, что только не возят на их...
Вы скажете - все это так, но ведь нужен прицеп раза два-три в год, так стоит его брать? И хранить негде... Здесь, естественно, каждый решает сам, но позволим для себя несколько замечаний.
Прицеп, с которым ездили мы, - самый дешевенький, он стоит 402 бакса. Выискать - можно отыскать и подешевле, и полегче (лучше подходящий к "Жигулям"), а можно - и потяжелее, с тормозами.
Старые прицепы стоят очень недорого, а брать их можно без нотариального дизайна документов (доверенность на прицеп не нужна - см. ЗР, 1997, № 6). По этой же причине можно прицеп приобрести в складчину либо просто одолжить.
Развивая идея, представим, что будет расширяться прокат прицепов (в Москве уже есть компании, оказывающие подобные услуги; возлагаем надежды, у их будут последователи и в других регионах).
P. S. В итоге проведенной работы один из нас уже решил приобрести в личное использование какой-либо прицеп; второму он пока не нужен - нет дачного участка.
При полной нагрузке задние колеса спрятались в арки: дорожный просвет - малый.
Этим прибором точно измеряем расход горючего.
1-ый шаг теста: грунтовая дорога. На крыше - 50 кг.
Места в прицепе после погрузки 300 кг еще предостаточно, но предел грузоподъемности исчерпан: в мешках - песок, а не картошка.
КЛУБ
Автовладельцев
500 С ПРИЦЕПОМ
"...Означает, так. Картошки - четыре мешка килограмм по 50, морковка, свекла, кабачки - еще килограмм 30, яблок - сколько влезет, на древнем хуторе наберем, плюс еще всяческая мелочь, чесночок-лучок. Все увезем - до весны в овощной ходить не придется..." Да-да, читатель, мы тоже отлично представляем для себя сезонные заботы дачника. Посодействовать их разрешить взялись Антон ЧУЙКИН и Борис СИНЕЛЬНИКОВ.
Возлагаем надежды, вы вырастили непревзойденный сбор, понимаете, как его собрать и сохранить (эти вопросы не входят в компетенцию "За рулем"), и сейчас задачка - доставить овощи-фрукты к месту употребления, другими словами в город; может быть, еще придется возить вещи, стройматериалы и т. п. Естественно, если у вас грузовичок либо хотя бы пикап, трудности перевозки нет. Практически у всех же - "Жигули", которые по необходимости преобразуются в тяжеловоз. Доступных средств для этого два: багажник на крыше и прицеп. Их мы и решили сопоставить - что и как лучше, удобнее, эффективнее?
Прикинули, что средний груз, который приходится перевозить (см. начало статьи), - приблизительно 300 кг. Понятно, если вы везете мебель - масса будет меньше, но объем больше так, что прибыльнее использовать грузовик. В принятые нами три сотки кг укладываются, по результатам опроса конкретных редакционных дачников, практически любые грузы.
Но ведь еще есть и пассажиры - их, исходя опять-таки из осредненного показателя, решили брать на борт в количестве 3-х (плюс шофер).
Автомобиль взяли самый обыденный - VAZ 21063, прикрепили на крышу багажник, подключили расходомер и направились в Подмосковье, на фирму "Тонар", где нас ожидал маленький прицеп модели 8188 и груз (мешки с песком по 25-30 кг каждый).
С ГРУЗОМ НА КРЫШЕ
"Шестерка", по технической характеристике, может везти 5 человек и 50 кг груза. При всем этом считается, что человек весит 70-75 кг. Но это в среднем - бывает больше, бывает меньше, потому лучше грузоподъемность машины рассчитывать, вычитая из ее полной массы оснащенную. Для большинства российских автомобилей выходит 400 кг, включая дополнительное оборудование (см. таблицу). Где вы их разместите - в багажнике и салоне, на крыше и в салоне - непринципиально, только бы не превысить общей допустимой массы. При всем этом на верхнем багажнике обычно можно перевозить 50-60 кг, не больше - так сказано в аннотации к автомобилю (ну и к багажнику). Помните об этом, когда грузите "на крышу" несколько мешков картошки!
Прикинув ориентировочный общий вес экипажа, мы решили дополнительно брать только 75-80 кг- еще 1-го "человека". В сумме общая нагрузка как раз выходила 400-410 кг. Груз частью расположили на верхнем багажнике (два мешка с песком по 25 кг каждый), частью - в штатном (3-ий мешок).
Садимся... Ого, как просела машина! Верхние полукружья задних шин совершенно скрылись в колесных арках, брызговики скребут по дороге. Дорожный просвет, естественно, уменьшился, ход подвески - тоже, так что ехать придется очень осторожно. Тем паче, что 1-ый шаг теста - "путь до шоссе" - проходит по разбитым асфальтовым и грунтовым дорогам, главной улице деревни и малость - по отличному асфальту, другими словами моделирует выезд дачника с участка на трассу.
Равномерно к полной загрузке машины привыкаешь - вроде все как обычно, разгон на ухабах оценивать не приходится, едешь как на порожнем автомобиле. Бух! Вот для тебя на: "шестерка" получает чувствительнейший удар снизу - а ведь ранее эта кочка просто проходила под днищем. Хорошо, поедем еще медленней, объезжая небезопасные рытвины и ухабы. Через 25 минут это мучение завершается. Результат - пара контактов с грунтом (1-ый сильный удар пришелся на защиту мотора, 2-ой, легкий - на порог, когда мы переваливали в особенности вредную кочку); три "пробоя" подвески на выбоинах старенькой асфальтовой дороги (мы рано решили, что можно разгоняться). К счастью, все это - без небезопасных последствий. Хотя, кто знает, какими они были, будь наша машина постарше. На данном шаге теста расход горючего составил 8,52 л/100 км при средней скорости 28,8 км/ч.
Сейчас - движение по шоссе. Нам предстоит проехать 20 км, изображая дачников, возвращающихся в город. Скорость ограничена 70 км/ч - дело в том, что с прицепом резвее ехать нельзя (так молвят Правила), означает, для корректного сопоставления расходов горючего приходится и на данный момент двигаться не очень стремительно. Дорога пустая, и мы практически всегда идем на разрешенной "максималке". У тяжелогруженой "шестерки" прыти поубавилось, разгон даже до 70 км/ч дается сложнее, чем на пустой машине, а счетчик расходомера при ускорениях не просто тикает, а даже трещит - разумеется, в карбюраторе работают обе камеры и бензин "льется струей".
Расход, но, вышел не очень огромным - 8,68 л/100 км при средней скорости 60 км/ч. Обычно на крыше возят более объемную поклажу - ящики, что-то из мебели, бочки, время от времени даже холодильники, - что приметно наращивает аэродинамическое сопротивление автомобиля, а означает, и расход горючего. Понятно, что груженый верхний багажник "разоряет" обладателя на дополнительные 30% горючего (пустой, кстати, тоже наращивает расход бензина - до 6%). А прицеп? Возвращаемся на "базу" - предприятие "Тонар" - и продолжаем наш опыт.
БОЛЬШЕ - НЕЛЬЗЯ!
Цепляя к автомобилю прицеп, не рассчитывайте, что можете перевезти сходу тонну. Во-1-х, чтоб вести автомобиль с прицепом, наибольшая масса которого больше 750 кг, нужна "открытая" категория "Е" в "правах" ("Комментарий к Правилам дорожного движения...", М.: Издательство "За рулем", 1996). Во-2-х, в Правилах (п. 23.1) сказано, что "масса перевозимого груза... не должна превосходить величины, установленной предприятием-изготовителем для данного транПодвесканого средства". Какие прицепы можно буксировать русскими автомобилями - приведено в таблице, составленной по "Короткому авто справочнику" (в обиходе его именуют "нииатовский"). Руководствуясь им, мы загрузили маленький прицеп своей массой 200 кг мешками с песком, "тянувшими" еще на 300 кг. Больше - нельзя: прицеп не оборудован тормозами.
Тот же экипаж рассаживается по местам, и "шестерка" трогается в путь. Она полегчала на 75 кг и приподнялась над дорогой. Со стороны машина уже не смотрится перегруженной, а прицеп - и подавно (с более томными "тягачами" на нем можно возить и 400 кг). Едем вновь по первому маршруту. Давешнюю кочку опять пускаем меж колес и... просто, не задев, проезжаем над ней. Можно двигаться смелее и резвее.
Прицеп дает о для себя знать легкими толчками - будто бы периодически кто-то придерживает машину за хвост, а позже подталкивает вперед. На всякий случай решили проверить, не сместился ли груз и не очень ли давит прицеп на "крюк" автомобиля. Нагрузку на фаркоп машины просто проверить рукою, приподнимая (при открытом, естественно, замке сцепного устройства) дышло прицепа. Вес, приходящийся на руку, должен быть 15-25 кг - другими словами вы должны без особенных усилий покачать прицеп. Что мы и сделали - можно двигаться далее.
Природу толчков, которыми прицеп вознаграждает автомобиль на неровной дороге, можно разъяснить: когда машина переваливается через ухаб, прицеп только начинает взбираться на него и подтормаживает тягач. Позже, скатываясь, он подталкивает машину и т. д. Чем ровнее дорога, тем меньше толчков.
1-ый участок мы проехали даже резвее, чем с грузом на верхнем багажнике (сказался приросший дорожный просвет): средняя скорость - 31,3 км/ч. Горючего сожгли больше - расход составил 10 л/100 км. Напомним, что груз был вчетверо тяжелее - заместо 75 кг - 300.
Выезжаем на шоссе. При разгоне вновь появляются слабенькие толчки в продольном направлении: выдавил сцепление, чтоб переключить передачу, а тяжкий прицеп в это время накатился сзади и подтолкнул. К этому стремительно привыкаешь и перестаешь уделять свое внимание.
Разгон стал еще больше "тугим" - как-никак "излишних" 500 кг за спиной. (Помните об этом при обгонах, когда утрата обычной динамичности автомобиля может стать небезопасной). И, естественно, не запамятовывайте, что вы за рулем пусть малеханького, но автопоезда, которому места для маневра требуется больше, чем "одиночке".
Попробуем потормозить. Чтоб получить такое же замедление (по ощущениям), как для 1-го автомобиля, на тормоз приходится нажимать сильнее - но не так, чтоб это могло напугать. Замеров тормозного пути при критическом торможении мы не проводили - для этого требуется особые методика, аппаратура и дорога. Поверим спецам "Тонара": вся их продукция укладывается в требования
ГОСТов и Правил дорожного движения, другими словами наращивает тормозной путь автомобиля в допустимых границах. Еще пара замечаний о торможении с прицепом. Будьте в особенности внимательны на скользкой дороге, где прицеп при насыщенном замедлении навряд ли точно повторит линию движения автомобиля - ваш автопоезд может "сложиться". И после резкого торможения проверьте, не сместился ли груз в кузове прицепа к фронтальной стене, нагружая "крюк" машины.
2-ой шаг завершен. Вот его результаты: средняя скорость - 60 км/ч, расход горючего - 10,12 л/100 км и главный вывод водителя - с прицепом ехать не труднее, чем без оного, если... не забывать о нем.
ИТАК...
С прицепом мы расходовали (на шоссе) на 17% больше горючего, но перевезли в три раза больше груза! Сколько раз пришлось бы съездить на одиночной машине, чтоб увезти оставшиеся 225 кг (300 - 75)? Один раз без пассажиров, три - если, как говорится, с "провождающими лицами". Вся экономия бензина, ясное дело, сгорит.
Прицеп комфортен и тем, что способен вместить не только лишь тяжкий, да и большой груз. Поглядите, что только не возят на их...
Вы скажете - все это так, но ведь нужен прицеп раза два-три в год, так стоит его брать? И хранить негде... Здесь, естественно, каждый решает сам, но позволим для себя несколько замечаний.
Прицеп, с которым ездили мы, - самый дешевенький, он стоит 402 бакса. Выискать - можно отыскать и подешевле, и полегче (лучше подходящий к "Жигулям"), а можно - и потяжелее, с тормозами.
Старые прицепы стоят очень недорого, а брать их можно без нотариального дизайна документов (доверенность на прицеп не нужна - см. ЗР, 1997, № 6). По этой же причине можно прицеп приобрести в складчину либо просто одолжить.
Развивая идея, представим, что будет расширяться прокат прицепов (в Москве уже есть компании, оказывающие подобные услуги; возлагаем надежды, у их будут последователи и в других регионах).
P. S. В итоге проведенной работы один из нас уже решил приобрести в личное использование какой-либо прицеп; второму он пока не нужен - нет дачного участка.
При полной нагрузке задние колеса спрятались в арки: дорожный просвет - малый.
Этим прибором точно измеряем расход горючего.
1-ый шаг теста: грунтовая дорога. На крыше - 50 кг.
Места в прицепе после погрузки 300 кг еще предостаточно, но предел грузоподъемности исчерпан: в мешках - песок, а не картошка.