НЕ ДЫМИ!
НЕ ДЫМИ!
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
НЕ ДЫМИ!
Прототип сегодняшнего катализатора отработавших газов был придуман много годов назад.
Сергей КАНУННИКОВ
Автомобилей сначала века было сильно мало. А дым и "дурной запах" выхлопных газов уже волновали не только лишь автомобилистов, да и массы немоторизированных обывателей. И уже тогда для борьбы с запятанным выхлопом конструкторы изобрели прибор, нареченный дезодоризатором.
После обыденного глушителя в выпускную систему ставили фильтр. Снутри его корпуса размещались железные сетки, покрытые асбестом. На входе в фильтр стоял железный экран, уменьшающий скорость выхлопных газов. От системы остывания к дезодоризатору по специальному трубопроводу подавалась вода. Она попадала в трубку с малеханькими отверстиями и через их разбрызгивалась на асбест. Отработавшие газы, встретив на пути препятствие - экран, задерживались на сетках, покрытых асбестом, которые служили фильтром, улавливающим твердые частички выхлопа. Часть "грязищи" растворялась, после этого вода стекала в дополнительный фильтр, размещенный под дезодоризатором. Потом особый насос возвращал воду в систему остывания.
Авто журнальчики тех пор отмечали, что благодаря применению такового прибора выхлопные газы "выходят на воздух практически невидимыми и без аромата". Но и недочеты были сразу увидены въедливыми автомобилистами. Они справедливо сомневались в том, что вода, возвращаемая в систему остывания, будет довольно незапятанной. Как найти, что дополнительный фильтр закончил управляться с примесями и его нужно поменять? Не считая того, вода, взаимодействуя с жаркими выхлопными газами, активно испарялась и требовалось нередко пополнять ее объем в охлаждающей системе. К тому же дополнительное препятствие на пути выхлопных газов снижало мощность и без того не очень сильных моторов.
О сложной и малоэффективной конструкции навечно запамятовали. Прошло не одно десятилетие, пока инженеры вновь серьезно взялись за чистоту выхлопа. Дело это оказалось совершенно не обычным. Правда, и сейчас отдельные "изобретатели" предлагают "очень действенные" приборы для чистки выхлопа, на фоне которых даже дезодоризатор начала века смотрится инженерным шедевром.
Фильтр выхлопных газов: 1 - радиатор; 2 - выпускная труба; 3 - водяной трубопровод; 4 - глушитель; 5 - экран; 6 - трубка с отверстиями; 7 - фильтр; 8 - водяной насос.