ПРАВА И ПРАВИЛА Оборотная ПРОПОРЦИЯ
"ПРАВА" И ПРАВИЛА: Оборотная ПРОПОРЦИЯ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Опыт
"ПРАВА" И ПРАВИЛА: Оборотная ПРОПОРЦИЯ
Сколько нужно обучаться, чтоб сдать экзамен в ГИБДД.
Дмитрий ЖЕРНОВ, Алексей Протцов
Условия опыта: берем 2-ух водителей, что именуется, "частников". Один - опытный, за рулем 10 лет без аварий, сменил уже четыре машины. Другой - юный, совершенно не так давно получил "права" и только что стал истязать папину "пятерку". Место опыта - подмосковный город с красивым именованием Троицк. Из 35 тыс. обитателей 40% уже имеют "права". Многие ездят за 30 км на работу в Москву. Два последних года практически половину курсантов автошколы составляют представительницы красивого пола в возрасте от 18 до... 80! Внутренний экзамен с первого захода сдает только половина обучаемых. К экзаменам в ГИБДД дамы усиленно осваивают движение задним ходом, а джентльмены - билеты. Приблизительно 10% оплачивают дополнительные занятия по вождению. Последний бросок приносит свои результаты: с ходу "права" получают практически 80%. В местном РЭПе работает всего 5 человек, и часто экзамены воспринимает сам начальник. В общем, безупречные условия для опыта.
Сейчас о самом опыте "Экзамен". Ну, с теорией все понятно. На любой из 20 вопросов билета отводится по минутке. Недоброй памяти экзаменационные "телеки" сданы в утиль, но Энциклопедия грузовых автомобилей на компы есть исключительно в столицах. Потому Наша родина сдает теорию "на листочке".
Практика делится на два шага - "площадка" и "город". На первом необходимо выполнить четыре упражнения: разгон-торможение, разворот, заезд в бокс и остановка и троганье на подъеме. На втором - просто прокатить по городским улицам пассажира в форме.
Договорились, что про нашу затею знает один начальник. У курсантов свои волнения и на нас никто внимания не направляет. Заполняем экзаменационный лист... Время пошло. Предваряя результаты, скажем, что "юный" все этапы сдал отлично. А опытный...
Билеты мы заблаговременно не читали и ПДД в памяти не освежали - что помним, как действуем, то и считаем правильным ответом. Через 5 минут к столу экзаменатора потянулись 1-ые отстрелявшиеся. Через 10 минут в зале остался только наш опытный. Инспектор уже проверил все листы и с энтузиазмом глядит на его муки творчества. К финалу двадцатой минутки последний листок лег на стол.
- Садитесь, я при вас проверю, - гласит экзаменатор. - Кстати, вся группа экзамен сдала фактически без ошибок.
Зато тут - целых восемь ошибок!
- Я поэтому и стал при вас инспектировать, что по опыту знаю: кто посиживает до последнего, практически никогда не сдает. Самоподготовкой идете? Напрасно, наши педагоги могут отлично втолковать ПДД. Ошибки такие: две - правила остановки и стоянки, по одной - жесты регулировщика, проезд ж/д переезда, применение световых устройств и по технике управления, одна - доврачебная помощь и одна досадная - невнимательно прочел коварный вопрос. Свободны!
Площадка. Курсанты осторожно сверенными движениями делают упражнения. Из пятнадцати трое набрали по 5 "критичных" баллов. Но со 2-ой пробы разрешается пересдать одно упражнение, если на других набрано наименее 5 баллов - площадка и ими была побеждена. Пересдавать пришлось и опытному. "Бокс" и "разворот" - без заморочек: парковка на столичных улицах обучит хоть какого. Трудности начались на разгоне. Задачка: на прямом 30-метровом участке за 14 секунд разогнаться, включить вторую передачу, затормозить и тормознуть в полуметровом створе до полосы "Стоп". В порыве показать класс опытный резко газанул, но сцепление на незнакомой машине "брало" очень "высоко", и движок заглох. "Расслабленно, - урезонил инспектор, - вы успеете, включайте - и вперед". Разгон, 2-ая, тормоз... Стоп-линия пересечена. На 2-ой раз упражнение удалось перехитрить: резкий, со свистом покрышек, разгон, переключение передачи - и здесь же, метров за 10, плавненько тормозить, практически вкатываясь в створ. Все же, на каждом упражнении опытный схватил по три очка: где не включил ручник, где не включил "нейтраль", где - свет фар. Эту методику на раз-два не усвоить, только каждодневной зубрежкой: "включить нейтральную передачу, затянуть стояночный тормоз, заглушить движок, выключить свет фар, покинуть транПодвесканое средство".
Перед "городом" отлично натасканные курсанты стали приметно беспокоиться, хотя по двум экзаменационным маршрутам колесили не один час. Это и понятно, какие "препятствия" появятся на улице - науке непонятно. Для нас же после столицы проехаться по тихому, уютному Троицку - одно наслаждение. Первым за руль садится юный. Расслабленно тронулся, под "60" проехал улицу, просто повернул под "уступи"... "Молодец, отлично едете, экзамен сдан", - похвалил инспектор. Последующим шел уверенный внутри себя опытный.
Дел-то - проехать по практически пустой улице! Но уже на первых метрах инспектор начал отсчет штрафным баллам, бесстрастно сообщая о нарушениях ПДД: "Не подал сигнал перед перестроением" (3 балла), "Не предоставил достоинства пешеходам" (5 баллов), "Нарушил правила обгона" (5 баллов), "Превысил скорость" (5 баллов), "Нарушил правила остановки" (3 балла)... Так, стоп, приехали. Что творится? Ехал же как обычно, расслабленно и неопасно. Чуток поднажал, чтоб успеть на светофор, ловкой "переставкой" объехал яму, стоящий у тротуара автомобиль... Но не сдал. И вообщем, "завалил" два экзамена из 3-х!
Почему? Требования экзаменаторов (и аспекты оценок на экзамене) никак не соотносятся с водительским мастерством либо то, что мы называем "мастерством", противоречит требованиям Правил, идет вразрез с некоторым образцом управления автомобилем?
Думается, и то, и другое. Программка обучения, методика приема экзаменов оторваны от реальной жизни, от обстановки на дорогах. Будущих водителей учат, как устроены движок, карбюратор (в эру электрического впрыска!), шины - эти пособия строго неотклонимы для аттестации школ. Но при всем этом не посвящают в секреты выбора тех же шин либо моторных масел, не молвят об особенностях эксплуатации в разную погоду и времена года. Жесткое требование: заехать в бокс, только единожды включив заднюю передачу. Этот навык ученики "зазубривают" на площадке до посинения, но так ли уж он нужен, так ли охарактеризовывает водительские способности? Навряд ли Законодательство движения пострадает, если кто-то въедет в гараж либо припаркуется в два-три приема. Не делают опасности и невыключенные фары (на многих машинах они, кстати, меркнут сами при выключении зажигания), и неотпущенный стояночный тормоз. Но за эти ошибки можно "вылететь" с экзамена. Отсюда вывод: безупречное выполнение упражнений на площадке только частично охарактеризовывает уровень подготовки водителя. Чуток лучше появляются его способности в городке, но как ассоциировать различные городка и обстановку на их улицах? К тому же и тут можно "вылететь" из-за малозначимых ошибок.
С другой стороны, правда и то, что "опытнейший" шофер - это... нарушитель. Да-да! Проведя пару лет за рулем и овладев автомобилем, человек запамятывает многие пункты Правил, ездит небережно, иногда жестко, руководствуясь "здравым смыслом", а то и просто настроением. А как смысл у нас "здравый", видно по атмосфере на дорогах. Не уступить, "надрезать", не включить "поворотник", не пропустить пешеходов - стало нормами жизни. То, чему учат новичков - "теория", верная на бумаге и во время экзамена. Практика заносит в нее коррективы - отлично, если в сторону увеличения безопасности, плохо, если в сторону вседозволенности. Жалко только, что это уже ни от кого, не считая воли самого водителя, не зависит.
Начальник отдела лицензионно-разрешительной и экзаменационной деятельности ГУ ГИБДД МВД РФ Юрий ШАКИРОВ: "Результаты экзаменов в ГИБДД свидетельствуют, что качество подготовки водителей понижается. В 1997 году в Рф экзамены с первого раза сдали 68,2% от общего числа соискателей "прав", а в 1999-м - только 63,4%. К огорчению, ГИБДД не держит под контролем процесс подготовки водителей. Три года вспять пришлось ужесточить требования к экзаменам, чтоб "права" получали более приготовленные. Потому в билетах появилось 20 вопросов и была разработана новенькая методика приема экзамена - на площадке и в городке. Задачка ГИБДД во время практического экзамена - найти способности кандидата в водители, возможность делать определенные маневры и деяния. Главное - соблюдение ПДД, умение оценить дорожную ситуацию и вовремя, верно реагировать на нее.
Процесс управления машиной складывается из отдельных частей, выполнение которых должно быть доведено до автоматизма: конкретно это и выявляет площадка. Как досадно бы это не звучало, на практике почти все забывается, как второстепенное. Опыт с "опытным" - тому доказательство. Хотя с его точки зрения движение было размеренным и неопасным, он сплошь и рядом нарушал ПДД. Так что опыт показал: к огорчению, шофер, попав из автошколы в реальную обстановку, теряет почти все, если не главное - почтение к Правилам, культуру вождения. И над этим стоит задуматься.
Совместно с тем нельзя не согласиться, что действующая методика просит доработки. На данный момент совместно со спецами автошкол мы завершаем работу над новейшей. В ней не будет лишне усложненных частей, зато экзамен станет очень приближен к реальной жизни".
Начальник Троицкого РЭПа Игорь Немудров: "Основная задачка экзаменатора - убедиться, что у выпускника автошколы есть главные способности. Ведь стать реальным водителем за три месяца обучения просто нереально. На площадке экзаменатор беспристрастно в силах оценить, как человек ощущает автомобиль, умеет воспользоваться элементами управления и уверенно ориентируется в обстановке. Обычно, "площадку" у нас сдают с первого раза. Главный экзамен - в "городке". Тут все, чему человек научился, проявляется полностью.
На мой взор, методику сдачи экзамена необходимо упростить, уделив больше внимания испытанию в городке. ГИБДД обязана иметь возможность оказывать влияние на процесс обучения. Отлично, наш город небольшой и мы педагогов знаем - встречаемся, советуемся. Предлагаем, чтоб за счет сокращения исследования матчасти курсанты как можно больше времени проводили за рулем в реальной дорожной обстановке. Ведь завтра они окажутся там без инструктора, без поддержки опытнейшего учителя".
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Опыт
"ПРАВА" И ПРАВИЛА: Оборотная ПРОПОРЦИЯ
Сколько нужно обучаться, чтоб сдать экзамен в ГИБДД.
Дмитрий ЖЕРНОВ, Алексей Протцов
Условия опыта: берем 2-ух водителей, что именуется, "частников". Один - опытный, за рулем 10 лет без аварий, сменил уже четыре машины. Другой - юный, совершенно не так давно получил "права" и только что стал истязать папину "пятерку". Место опыта - подмосковный город с красивым именованием Троицк. Из 35 тыс. обитателей 40% уже имеют "права". Многие ездят за 30 км на работу в Москву. Два последних года практически половину курсантов автошколы составляют представительницы красивого пола в возрасте от 18 до... 80! Внутренний экзамен с первого захода сдает только половина обучаемых. К экзаменам в ГИБДД дамы усиленно осваивают движение задним ходом, а джентльмены - билеты. Приблизительно 10% оплачивают дополнительные занятия по вождению. Последний бросок приносит свои результаты: с ходу "права" получают практически 80%. В местном РЭПе работает всего 5 человек, и часто экзамены воспринимает сам начальник. В общем, безупречные условия для опыта.
Сейчас о самом опыте "Экзамен". Ну, с теорией все понятно. На любой из 20 вопросов билета отводится по минутке. Недоброй памяти экзаменационные "телеки" сданы в утиль, но Энциклопедия грузовых автомобилей на компы есть исключительно в столицах. Потому Наша родина сдает теорию "на листочке".
Практика делится на два шага - "площадка" и "город". На первом необходимо выполнить четыре упражнения: разгон-торможение, разворот, заезд в бокс и остановка и троганье на подъеме. На втором - просто прокатить по городским улицам пассажира в форме.
Договорились, что про нашу затею знает один начальник. У курсантов свои волнения и на нас никто внимания не направляет. Заполняем экзаменационный лист... Время пошло. Предваряя результаты, скажем, что "юный" все этапы сдал отлично. А опытный...
Билеты мы заблаговременно не читали и ПДД в памяти не освежали - что помним, как действуем, то и считаем правильным ответом. Через 5 минут к столу экзаменатора потянулись 1-ые отстрелявшиеся. Через 10 минут в зале остался только наш опытный. Инспектор уже проверил все листы и с энтузиазмом глядит на его муки творчества. К финалу двадцатой минутки последний листок лег на стол.
- Садитесь, я при вас проверю, - гласит экзаменатор. - Кстати, вся группа экзамен сдала фактически без ошибок.
Зато тут - целых восемь ошибок!
- Я поэтому и стал при вас инспектировать, что по опыту знаю: кто посиживает до последнего, практически никогда не сдает. Самоподготовкой идете? Напрасно, наши педагоги могут отлично втолковать ПДД. Ошибки такие: две - правила остановки и стоянки, по одной - жесты регулировщика, проезд ж/д переезда, применение световых устройств и по технике управления, одна - доврачебная помощь и одна досадная - невнимательно прочел коварный вопрос. Свободны!
Площадка. Курсанты осторожно сверенными движениями делают упражнения. Из пятнадцати трое набрали по 5 "критичных" баллов. Но со 2-ой пробы разрешается пересдать одно упражнение, если на других набрано наименее 5 баллов - площадка и ими была побеждена. Пересдавать пришлось и опытному. "Бокс" и "разворот" - без заморочек: парковка на столичных улицах обучит хоть какого. Трудности начались на разгоне. Задачка: на прямом 30-метровом участке за 14 секунд разогнаться, включить вторую передачу, затормозить и тормознуть в полуметровом створе до полосы "Стоп". В порыве показать класс опытный резко газанул, но сцепление на незнакомой машине "брало" очень "высоко", и движок заглох. "Расслабленно, - урезонил инспектор, - вы успеете, включайте - и вперед". Разгон, 2-ая, тормоз... Стоп-линия пересечена. На 2-ой раз упражнение удалось перехитрить: резкий, со свистом покрышек, разгон, переключение передачи - и здесь же, метров за 10, плавненько тормозить, практически вкатываясь в створ. Все же, на каждом упражнении опытный схватил по три очка: где не включил ручник, где не включил "нейтраль", где - свет фар. Эту методику на раз-два не усвоить, только каждодневной зубрежкой: "включить нейтральную передачу, затянуть стояночный тормоз, заглушить движок, выключить свет фар, покинуть транПодвесканое средство".
Перед "городом" отлично натасканные курсанты стали приметно беспокоиться, хотя по двум экзаменационным маршрутам колесили не один час. Это и понятно, какие "препятствия" появятся на улице - науке непонятно. Для нас же после столицы проехаться по тихому, уютному Троицку - одно наслаждение. Первым за руль садится юный. Расслабленно тронулся, под "60" проехал улицу, просто повернул под "уступи"... "Молодец, отлично едете, экзамен сдан", - похвалил инспектор. Последующим шел уверенный внутри себя опытный.
Дел-то - проехать по практически пустой улице! Но уже на первых метрах инспектор начал отсчет штрафным баллам, бесстрастно сообщая о нарушениях ПДД: "Не подал сигнал перед перестроением" (3 балла), "Не предоставил достоинства пешеходам" (5 баллов), "Нарушил правила обгона" (5 баллов), "Превысил скорость" (5 баллов), "Нарушил правила остановки" (3 балла)... Так, стоп, приехали. Что творится? Ехал же как обычно, расслабленно и неопасно. Чуток поднажал, чтоб успеть на светофор, ловкой "переставкой" объехал яму, стоящий у тротуара автомобиль... Но не сдал. И вообщем, "завалил" два экзамена из 3-х!
Почему? Требования экзаменаторов (и аспекты оценок на экзамене) никак не соотносятся с водительским мастерством либо то, что мы называем "мастерством", противоречит требованиям Правил, идет вразрез с некоторым образцом управления автомобилем?
Думается, и то, и другое. Программка обучения, методика приема экзаменов оторваны от реальной жизни, от обстановки на дорогах. Будущих водителей учат, как устроены движок, карбюратор (в эру электрического впрыска!), шины - эти пособия строго неотклонимы для аттестации школ. Но при всем этом не посвящают в секреты выбора тех же шин либо моторных масел, не молвят об особенностях эксплуатации в разную погоду и времена года. Жесткое требование: заехать в бокс, только единожды включив заднюю передачу. Этот навык ученики "зазубривают" на площадке до посинения, но так ли уж он нужен, так ли охарактеризовывает водительские способности? Навряд ли Законодательство движения пострадает, если кто-то въедет в гараж либо припаркуется в два-три приема. Не делают опасности и невыключенные фары (на многих машинах они, кстати, меркнут сами при выключении зажигания), и неотпущенный стояночный тормоз. Но за эти ошибки можно "вылететь" с экзамена. Отсюда вывод: безупречное выполнение упражнений на площадке только частично охарактеризовывает уровень подготовки водителя. Чуток лучше появляются его способности в городке, но как ассоциировать различные городка и обстановку на их улицах? К тому же и тут можно "вылететь" из-за малозначимых ошибок.
С другой стороны, правда и то, что "опытнейший" шофер - это... нарушитель. Да-да! Проведя пару лет за рулем и овладев автомобилем, человек запамятывает многие пункты Правил, ездит небережно, иногда жестко, руководствуясь "здравым смыслом", а то и просто настроением. А как смысл у нас "здравый", видно по атмосфере на дорогах. Не уступить, "надрезать", не включить "поворотник", не пропустить пешеходов - стало нормами жизни. То, чему учат новичков - "теория", верная на бумаге и во время экзамена. Практика заносит в нее коррективы - отлично, если в сторону увеличения безопасности, плохо, если в сторону вседозволенности. Жалко только, что это уже ни от кого, не считая воли самого водителя, не зависит.
Начальник отдела лицензионно-разрешительной и экзаменационной деятельности ГУ ГИБДД МВД РФ Юрий ШАКИРОВ: "Результаты экзаменов в ГИБДД свидетельствуют, что качество подготовки водителей понижается. В 1997 году в Рф экзамены с первого раза сдали 68,2% от общего числа соискателей "прав", а в 1999-м - только 63,4%. К огорчению, ГИБДД не держит под контролем процесс подготовки водителей. Три года вспять пришлось ужесточить требования к экзаменам, чтоб "права" получали более приготовленные. Потому в билетах появилось 20 вопросов и была разработана новенькая методика приема экзамена - на площадке и в городке. Задачка ГИБДД во время практического экзамена - найти способности кандидата в водители, возможность делать определенные маневры и деяния. Главное - соблюдение ПДД, умение оценить дорожную ситуацию и вовремя, верно реагировать на нее.
Процесс управления машиной складывается из отдельных частей, выполнение которых должно быть доведено до автоматизма: конкретно это и выявляет площадка. Как досадно бы это не звучало, на практике почти все забывается, как второстепенное. Опыт с "опытным" - тому доказательство. Хотя с его точки зрения движение было размеренным и неопасным, он сплошь и рядом нарушал ПДД. Так что опыт показал: к огорчению, шофер, попав из автошколы в реальную обстановку, теряет почти все, если не главное - почтение к Правилам, культуру вождения. И над этим стоит задуматься.
Совместно с тем нельзя не согласиться, что действующая методика просит доработки. На данный момент совместно со спецами автошкол мы завершаем работу над новейшей. В ней не будет лишне усложненных частей, зато экзамен станет очень приближен к реальной жизни".
Начальник Троицкого РЭПа Игорь Немудров: "Основная задачка экзаменатора - убедиться, что у выпускника автошколы есть главные способности. Ведь стать реальным водителем за три месяца обучения просто нереально. На площадке экзаменатор беспристрастно в силах оценить, как человек ощущает автомобиль, умеет воспользоваться элементами управления и уверенно ориентируется в обстановке. Обычно, "площадку" у нас сдают с первого раза. Главный экзамен - в "городке". Тут все, чему человек научился, проявляется полностью.
На мой взор, методику сдачи экзамена необходимо упростить, уделив больше внимания испытанию в городке. ГИБДД обязана иметь возможность оказывать влияние на процесс обучения. Отлично, наш город небольшой и мы педагогов знаем - встречаемся, советуемся. Предлагаем, чтоб за счет сокращения исследования матчасти курсанты как можно больше времени проводили за рулем в реальной дорожной обстановке. Ведь завтра они окажутся там без инструктора, без поддержки опытнейшего учителя".