ПРАВОЗАЩИТА
ПРАВОЗАЩИТА
/ПРАВОЗАЩИТА
РУБРИКУ ВЕДЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ Компании «ПРАВОЗАЩИТА «ЗА РУЛЕМ» СЕРГЕЙ ВОЛГИН
К нам нередко обращаются в просьбой оказать помощь при разборе нарушения ПДД либо дорожно-транПодвесканого происшествия. Советы «на все случаи жизни» дать тут нереально, но общие, основополагающие советы даже очень могут понадобиться.
ВРЕМЯ И МЕСТО. Сначала, направьте внимание на копию протокола (ее должны выдавать при задержании водительского удостоверения!). Там должны быть указаны время и место рассмотрения дела. Это далековато не формальность. Если время и место указаны и при всем этом есть ваша подпись в протоколе, означает, вы уведомлены. Из этого следует, что в случае неявки разбор может быть проведен в ваше отсутствие, при этом с решением, не устраивающим вас. Если «права» не изымали, нужно самому выяснить, когда назначен разбор, позвонив в отдел ГИБДД либо связавшись со вторым участником аварии.
Идеальнее всего придти в группу разбора совместно с юристом (тем паче, если вы – потерпевший: все расходы на оплату услуг юриста будут компенсированы виновником ДТП). Каждое происшествие имеет свои особенности, увидеть которые вовремя сумеет только спец. С 1 апреля 2001 года в качестве заступника (представителя лица, привлекаемого к административной ответственности) допускают хоть какого, имеющего высшее юридическое образование, чьи возможности оформлены доверенностью нотариальной формы (ранее оказывать юридическую помощь могли только юристы).
В ГРУППЕ РАЗБОРА. 1-ое, что необходимо сделать при посещении группы разбора, – ознакомиться с материалами дела. Такое право предоставлено статьей 247 КоАП РСФСР для тех, на кого составлен протокол (лицо, привлекаемое к административной ответственности), и статьей 248 КоАП РСФСР – для потерпевших. Сейчас уже в размеренной обстановке вы сможете вернуть картину ДТП, приготовиться и дать конкретные и полные разъяснения. При отказе предоставить материалы дела обращайтесь письменно с заявлением на имя начальника органа ГИБДД.
Разъяснения по ДТП следует давать верно и по существу. Не нужно касаться событий, не относящихся конкретно к столкновению. Принципиально поподробней обрисовать сам момент ДТП. Но вот указывать, кого вы считаете виноватым, не имеет смысла. Другое дело, если при ДТП были очевидцы – нужно в объяснениях указать, что ваши слова могут подтвердить такие-то лица, находившиеся в момент ДТП там-то. Кодекс об административных правонарушениях просит полного, всестороннего и беспристрастного рассмотрения каждого дела. Потому должностное лицо, проводящее разбор, должно будет вызвать и допросить очевидцев. Обращаться к услугам лжесвидетелей неприемлимо. Заранее неверные показания уголовно наказуемы (статья 307 УК РФ). Не достаточно того, лжесвидетеля не так трудно обличить. Если интересы другого участника будет защищать юрист, то, будьте убеждены, он это сделает. Кстати, обязанность (право) записывать данные о очевидцах есть не только лишь у инспектора ГИБДД, да и у водителя, причастного к дорожно-транПодвесканому происшествию (п. 2.5 Правил дорожного движения).
Вообщем же имейте в виду: все, что вы подписывали при оформлении материалов, значит только одно: вы осведомлены с этими документами, и менее. Любые замечания по поводу составленной схемы, протокола и всех других документов вы сможете внести и в процессе разбора. То же относится и к вашим объяснениям. Разумеется – не каждый способен сохранить спокойствие после столкновения и хорошо написать о случившемся. Потому лучше на месте ДТП этого не делать, а заявить, что все разъяснения будут даны в группе разбора в присутствии юриста.
АВТОЭКСПЕРТИЗА. В неких случаях для установления правды при разборе ДТП нужна особая автотехническая экспертиза. В особенности при столкновении, когда нет очевидцев либо когда нельзя верно узнать, что послужило его предпосылкой. Экспертиза, обычно, стоит дорого, потому добиваться ее проведения следует только при значимом вещественном вреде. К тому же не имеет смысла проводить ее без помощи других – исходя из убеждений закона это не является экспертизой. Нужно заявить письменное ходатайство о предназначении экспертизы, где сконструировать вопросы, которые вы желаете поставить перед профессионалом. Если должностное лицо, рассматривающее дело, посчитает, что для экспертизы нет оснований, оно должно написать письменный целевый отказ. Последний может быть обжалован вышестоящему должностному лицу или в трибунал в течение 3-х месяцев с момента его вынесения.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. После разбора дорожно-транПодвесканого происшествия выносится постановление по делу об административном правонарушении. Копию постановления вручают под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. Отрешаться от подписи нет смысла – она, повторим, значит только то, что вы получили копию. Но если вы не согласны с постановлением, штраф оплачивать не стоит. Единственное, на что необходимо направить внимание, когда ставите подпись, – дата вынесения постановления. Если она не совпадает с датой подписи, рядом с автографом укажите число, когда вам вручена копия.
С декабря 1999 года временные разрешения признаны Верховным трибуналом пожизненными, потому с ними можно управлять автомобилем независимо от сроков рассмотрения жалобы. Жалобу на постановление нужно подать в течение 10 дней с момента вручения копии постановления в вышестоящую ГИБДД или в трибунал по месту нахождения отдела ГИБДД, вынесшего решение.
Мы разглядели случай, когда в ДТП нет пострадавших либо телесные повреждения носят нрав маленький тяжести. Если же они квалифицированы как средней тяжести, либо тяжкие, либо кто-то умер, ГИБДД будет решать вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам статьи 264 УК РФ. В данном случае материалы дела передаются в отдел дознания. Как действовать в данном случае, мы поведаем в последующий раз.