ПРАВЫЕ ПРОЗРЕЮТ?
ПРАВЫЕ ПРОЗРЕЮТ?
КЛУБ Автовладельцев
/"ЗА" И "ПРОТИВ"
ПРАВЫЕ ПРОЗРЕЮТ?
3-ий ГЛАЗ ДЛЯ ПРАВОРУЛЬНЫХ МАШИН
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
Приходилось ли вам когда-нибудь залезать левой рукою в правый боковой кармашек собственного пиджака? Забавно. Но, пересаживаясь с обычного нам автомобиля на тот, что оборудован правым рулем, испытываешь нечто схожее - дискомфорт. Дело привычки, произнесут обладатели коренных "японок". Правы они будут только частично. Об этом в журнальчике уже много было сказано.
Привыкнуть к манипуляциям с элементами управления вправду не хитрое дело, а вот с обзорностью при маневрировании могут появиться (и появляются) трудности. Шофер праворульного автомобиля обязан почаще решать непростые тактические задачки: выдерживать такую дистанцию до впереди идущего автомобиля, чтоб обеспечить для себя обычный обзор. Без этого придется отрешиться от обгона либо объезда. Оппоненты не без основания сделают возражение: если нет головы, то и с правильным рулем можно натворить бед. И все таки факт остается фактом - хоть какое усложнение задачки при управлении автомобилем чревато большей вероятностью совершения ошибки.
Естественно, авто с правым расположением руля получают не от неплохой жизни. Что делать, если машина нравится и доступна, а переставить руль справа влево очень недешево либо просто нереально. Задача-то ординарна - требуется, по способности, неопасно выглянуть из-за едущего впереди автомобиля. Хоть перископ какой-либо от подводной лодки прилаживай. Кстати, о перископах. Это устройство не что другое, как настроенная спецефическим образом композиция зеркал и линз. Видимо, с учетом этого принципа русские умельцы предложили ряд конструкций из внешних зеркал для улучшения обзора вперед из праворульных авто. Значимый недостатк этих систем: зеркала размещались на внешних панелях автомобиля - обзор через их недостающий, к тому же они стремительно загрязнялись, ухудшая видимость. Но идея изобретателей не стоит на месте. Не так давно к нам попало новое изделие, которое мы в шуточку окрестили "перископом". Как оно устроено, ясно из фото. Добавим только, что пластмассовый корпус, на котором шарнирно закреплены два зеркала заднего вида, крепится к ветровому стеклу 2-мя "присосками" и винтом к обивке левой фронтальной стойки.
Проверку работоспособности "перископа" мы провели в три шага. 1-ый - оценка видимых полей обзора в статике (на стоящем автомобиле), 2-ой - мировоззрение хозяев праворульных, 3-ий - наша оценка удобства и безопасности использования прибором в реальных критериях движения.
В качестве требуемых полей обзора вперед с левой стороны транПодвесканого средства, но с правым расположением управляющего колеса, спецы ФГУП НИЦИАМТ (к ним мы обратились за консультацией) применили аспекты по аналогии с Правилами № 46-01 ЕЭК ООН для внешних зеркал заднего вида. Идет речь об автомобилях (легковых и грузовых), полная масса которых не превосходит 3,5 т. Сущность требований такая: шофер через далекое от себя внешнее зеркало должен созидать, по последней мере, часть ровненькой и горизонтальной дороги шириной 4 м на расстоянии более 20 м. Совладав с замерами на автополигоне и получив положительные результаты, узнали мировоззрение хозяев праворульных машин. Через пару недель эксплуатационных испытаний обобщили всю информацию. И вот что вышло.
Приспособление довольно компактно и универсально - ставится на хоть какой легковой автомобиль. Отлично, что оно размещается в салоне и не оказывает влияние на аэродинамику. "Присосками" к стеклу воспользоваться комфортно, но вот портить стойку шурупом жаль. Установка "перископа" занимает менее одной минутки, а регулировка вызывает затруднения - требуется консультация спеца. Но это дело сноровки и, естественно, процедура опции должна быть доходчиво изложена в аннотации по эксплуатации.
На стоящем автомобиле глядеть в "перископ" комфортно. Обзор по левому борту точный, без искажений. Находясь в плотном, неспешном транПодвесканом потоке, через устройство можно детально рассматривать череду впереди идущих машин на расстоянии до 100 м и поболее. Не по привычке, что "картина" приближения встречного автомобиля в зеркале приспособления подобна виду догоняющего вас автомобиля в штатном зеркале заднего вида. Не считая того, оценка расстояния до встречного и скорости его приближения просит достаточно длительной фиксации взора на зеркале "перископа", что при стремительно меняющейся обстановке на дороге - непозволительная роскошь. С ростом скорости движения время, которое можно уделить взору на устройство, сокращается до минимума. Все же ответ на вопрос, желали бы вы иметь такое приспособление на собственном автомобиле, в восьми случаях из 10 звучал утвердительно.
Результаты оценки профессионалов ЗР в главном совпали с прогнозом. Шофер, привыкший к управлению праворульным автомобилем, придерживался ранее сложившейся стратегии выбора дистанции для обеспечения обзора вперед, прибегая к помощи приспособления только по мере надобности объезда автобуса либо фуры. Шофер без ежедневного опыта общения с "япошками" почаще обращался к "перископу", в особенности на однополосной дороге. И хотя встречный автомобиль при помощи приспособления можно было найти ранее, принять решение о способности обгона оказалось трудно даже опытнейшему водителю из-за преломления расстояния сферическим зеркалом.
РЕЗЮМЕ
Данное приспособление - не панацея. Оно позволяет только отчасти уменьшить комплекс неполноценности в определенных дорожных ситуациях, облегчая объезд либо обгон. Но все равно, водителю автомобиля с правым рулем нужно быть бо'льшим стратегом и тактиком в выборе режимов движения и выполнении маневров, чем тому, кто водит обыденные машины.
Так установлен "перископ" в автомобиле.
Оценка зоны видимости.
a"Перископ" в работе.
Без "перископа" придется выезжать на "встречную".
Обычная ситуация для праворульного.
Без "перископа" приходится поступать и так.