СТРЕЛОЧНИКИ
СТРЕЛОЧНИКИ
ПДД В СИТУАЦИЯХ
СТРЕЛОЧНИКИ
Сейчас просто тяжело представить нашу жизнь без светофоров. С юношества мы усвоили: "красноватый", "желтоватый", "зеленоватый" и как азбуку знаем их назначение. Но вот дополнительные секции - те же "стрелки", без которых нереально сейчас организовать городское движение, - вызывают иногда вопросы. Попробуем на определенных примерах разглядеть порядок проезда перекрестков при работе светофора с дополнительной секцией.
Отвечают на вопросы и комментируют ситуации спецы НИЦ ГАИ МВД РФ.
Начнем с вопросов общих.
1. В каких случаях используют дополнительную секцию?
Согласно ГОСТ 32457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила внедрения", светофоры с дополнительной секцией используют "по мере надобности раздельного пропуска транПодвесканых потоков в определенных направлениях с 1-го подхода к перекрестку". Сложно, но в общем - понятно: поделить движение автомобилей таким макаром, чтоб на перекрестке свести до минимума "конфликтные точки" - скрещения траекторий передвигающихся транПодвесканых средств и повысить пропускную способность перекрестков, что сейчас более чем животрепещуще для огромных городов.
Сходу отметим главные правила проезда перекрестков, оборудованных светофором с дополнительной секцией. 1-ое (пункт 6.3 ПДД): "Выключенный сигнал дополнительной секции значит воспрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией". 2-ое: при движении в направлении стрелки, включенной сразу с красноватым сигналом, пункт 13.5 ПДД обязует водителей уступить дорогу ТС, которые движутся с других направлений. Это правило касается и водителей трамваев. Кстати, "стрелка", разрешающая движение влево, разрешает и разворот. Очевидно, если это не запрещено подходящим знаком.
2. Что значит стрелка, направленная вертикально ввысь?
Она, зависимо от цвета сигнала, разрешает либо воспрещает движение в прямом направлении. Учтите: перед тем как ехать на "зеленоватую стрелку", включенную совместно с "красноватым", вы должны пропустить авто, передвигающиеся с других направлений (см. ситуацию 5).
3. В пт 6.4 ПДД сказано: "Если на основной зеленоватый сигнал нанесена... стрелка, то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и показывает другие разрешенные направления, чем сигнал дополнительной секции". Нужно ли осознавать это так, что не может быть светофоров с дополнительными секциями и "незапятнанным" главным сигналом? В неприятном случае шофер должен догадываться о присутствии "стрелки". А ночкой дополнительную секцию вообщем нереально рассмотреть.
Да, если есть дополнительная секция, то на основной сигнал должна быть нанесена контурная стрелка (фото 1). Если ее нет (фото 2), то это противоречит ГОСТу. Исключение составляют очень редкие светофоры-повторители. Для удобства зрительного восприятия ГОСТ предугадывает оборудование светофоров экранами белоснежного цвета. Но широкого внедрения они не отыскали. Потому на "сложных" перекрестках обычно устанавливают дублирующие светофоры.
А сейчас разглядим определенные ситуации. В какой последовательности разъезжаются ТС? В каких случаях и кто должен уступить пешеходам? (На приведенных ниже снимках ситуации показаны отчасти.)
Ситуация 1 - Т-образный перекресток. Для простоты будем рассматривать скрещение проезжих частей конкретно как буковку Т: основание (О), левое (Л) и правое (П) крыло. Итак, со всех боков на светофорах пылает "красноватый", но со стороны П и Л включены "стрелки": с Л вправо, а с П - влево (фото 3).
НИЦ ГАИ. Пункт 13.3: перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора, считается регулируемым. Как следует, согласно пт 13.4, шофер, поворачивающий влево, должен уступить дорогу ТС, передвигающимся со встречного направления вправо. Об этом же гласит и пункт 8.9 ПДД: для автомобиля, поворачивающего влево, ТС, передвигающиеся со встречного направления, являются помехой справа. Напомним и пункт 8.5. Он обязует водителей перед поворотом заранее занять последнее положение на проезжей части. Что касается пешеходов, то в данной ситуации пункт 4.4 ПДД воспрещает им перебегать улицу. Они должны управляться основными сигналами светофора, а для их пылает "красноватый".
Ситуация 2. Тот же перекресток, только со стороны П нет "стрелки" и пылает "зеленоватый". Сразу со стороны Л включена "стрелка" вправо (фото 4).
НИЦ ГАИ. Это более нередко встречающаяся ситуация. Пункт 13.5: шофер, поворачивающий вправо ("на стрелку"), должен уступить дорогу ТС, передвигающимся со встречного направления влево. В данном случае пункт 13.1 обязует водителей пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть на разрешающий сигнал светофора.
От редакции. На самом деле один и тот же перекресток, а правила проезда изменяются на обратные! Как здесь с ходу разобраться? В особенности водителю, перед которым "стрелка". Приходится прибегать к основному, сейчас российскому, правилу - "Дай Дорогу Дурачине". Правда, остается надежда на так именуемую взаимовежливость. Во всяком случае, те, кому нужно поворачивать вправо, должны быть максимально внимательны и аккуратны. Несмотря на нетерпение сзади стоящих (не их авто попадут в ДТП), при повороте следует поглядеть, начали ли движение ТС со встречного направления прямо либо нет. Это более надежный метод, ежели пробовать рассмотреть на обратном светофоре, есть там дополнительная секция либо ее нет.
Ситуация 3. Вернемся к Т-образному перекрестку из первой ситуации. Сейчас "зеленоватый" пылает со стороны О. На П и Л есть "стрелки", но включен только поворот влево со стороны П (фото 5).
НИЦ ГАИ. Очевидно (пункт 13.5), авто, передвигающиеся со стороны О, имеют преимущество. Те, кто собирается ехать на "стрелку", должны уступить дорогу. Совместно с тем все авто должны пропустить пешеходов. На их защите стоит пункт 13.1 ПДД.
Ситуация 4. Последняя на "многострадальном" перекрестке. Со стороны О - "зеленоватый", со стороны П - "стрелка" влево, а со стороны Л - вправо (фото 6).
НИЦ ГАИ. Выскажемся так: данная ситуация на грани допустимой. Ее с трудом можно именовать корректной: такое воспоминание, что устроители движения на этом перекрестке старались сделать водителям наибольшие трудности. Попробуем в этом разобраться.
Авто со стороны О имеют однозначное преимущество - потому начинают движение первыми. Сразу может ехать вправо и автомобиль со стороны Л. Тот, кто поворачивает влево, должен уступить дорогу (тем, кто едет со стороны О, в согласовании с пт 13.5, а со стороны Л - с пт 8.9 ПДД). При всем этом все авто должны пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть на разрешающий сигнал светофора. Да, в таковой ситуации не позавидуешь участникам дорожного движения.
От редакции. Спасибо за сострадание! Позвольте переадресовать замечания определенному отделу ГАИ Москвы, в чьем ведении находится этот перекресток. Раскроем карты, О - Окружной проезд, а П и Л - это Измайловская улица. Хотелось бы, чтоб НИЦ ГАИ организовал для служащих отдела показательные проезды на их служебных и личных машинах по этому перекрестку. С разбором ДТП.
Ситуация 5. В окончание нашего обзора разглядим ситуацию с вертикальной "стрелкой". Итак: в прямом направлении включены красноватый и "стрелка", а для автомобилей, передвигающихся по примыкающей дороге слева, установлен символ 4.1.2 "Движение влево" и пылает "зеленоватый" (фото 7).
НИЦ ГАИ. Согласно пт 13.5 ПДД, авто, передвигающиеся на "стрелку", должны пропустить тех, кто поворачивает влево на разрешающий сигнал светофора. Разумеется, когда сменится фаза работы светофора, в прямом направлении будут пылать и "стрелка", и "зеленоватый", а на примыкающей улице включится "красноватый". Авто, передвигающиеся на "Зеленоватый", сейчас имеют возможность повернуть влево. Такая организация движения обеспечит очень вероятный проезд машин, передвигающихся в прямом направлении.
От редакции. Вообщем дорожное движение должно быть скооперировано таким макаром, чтоб у водителей не появлялось колебаний, на какой скорости, в каком ряду и в какой последовательности проехать данный участок дороги. Не говоря уже о том, что средства организации движения (светофоры, знаки, разметка) не должны вводить в заблуждение участников дорожного движения. К огорчению, до сего времени мы только стремимся к этому, а водители часто разламывают голову: как проехать перекресток? Если пылает "стрелка", то шофер должен быть уверен: его маневр неопасен, ему разрешено движение и никаких "точек соприкосновения" с другими автомобилями на перекрестке у него нет и быть не может. Именно тогда мы можем гласить о пропускной возможности и многом другом, ради чего и ввели в мире светофорные "стрелки".
P. S. Когда верстался этот номер, из ГАИ Москвы сказали, что режим работы на Т-образном перекрестке, о котором тут шла речь, изменен. Спасибо!