РУЛЬ И ГАЗ В ОДНОЙ БАРАНКЕ
РУЛЬ И ГАЗ В ОДНОЙ БАРАНКЕ
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
РУЛЬ И ГАЗ В ОДНОЙ БАРАНКЕ
У "Панар-Левассора" начала века органы управления были автомобильно-мотоциклетными.
Сергей КАНУННИКОВ
Метко нареченные "бычьими хвостами" примитивные длинноватые ручки, при помощи которых поворачивали колеса легких самобеглых пролеток, уже отошли в прошедшее. Их сменили знакомые нам рули-баранки. Но вот, решая, где расположить другие органы управления, инженеры не скупились на фантазию.
Посреди четырехспицевого древесного руля "Панар-Левассора" была смонтирована маленькая цилиндрическая коробка, из которой выходили две ручки. Конструкция напоминала современный мотоциклетный руль - правая ручка управляла газом. Снутри цилиндрического корпуса размещался барабан, к нему крепился узкий металлической трос. Другой его конец был связан с дроссельной заслонкой, называвшейся в то время краном. При повороте ручки трос наматывался на барабан и заслонка приоткрывалась. Стоило отпустить ручку, возвратимая пружина прикрывала кран.
Естественно, рулить обыкновенной баранкой, сразу газуя мотоциклетной ручкой, было не очень комфортно. Все же, в 10-х годах газ очень нередко делали ручным. В том же "Панаре" была предусмотрена система неизменного газа. На торцах цилиндрического корпуса, под которым помещались барабаны с тросами, были нарезаны зубья. Такими же зубьями оканчивались чашечки - продолжение ручек управления. Ручки можно было малость смещать в сторону обода руля. Когда движок набирал определенные обороты, зубья входили в зацепление. Сейчас шофер мог не держать ручку, дроссельная заслонка повсевременно была открыта. При тогдашних скоростях и интенсивности движения такое решение казалось современникам очень удачным.
Левая надрулевая ручка работала аналогично правой, но управляла опережением зажигания. Прямо до 20-х эту функцию конструкторы ложили на водителя.
"Панаровская" система органов управления была только одной из многих. Путь к обычным на данный момент рычагам и педалям предстоял не близкий.
Управляющее колесо "Панар-Левассора": 1 - обод руля; 2 - ручки управления; 3 - корпус; 4 - трос; 5 - барабан; 6 - пружина.
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
РУЛЬ И ГАЗ В ОДНОЙ БАРАНКЕ
У "Панар-Левассора" начала века органы управления были автомобильно-мотоциклетными.
Сергей КАНУННИКОВ
Метко нареченные "бычьими хвостами" примитивные длинноватые ручки, при помощи которых поворачивали колеса легких самобеглых пролеток, уже отошли в прошедшее. Их сменили знакомые нам рули-баранки. Но вот, решая, где расположить другие органы управления, инженеры не скупились на фантазию.
Посреди четырехспицевого древесного руля "Панар-Левассора" была смонтирована маленькая цилиндрическая коробка, из которой выходили две ручки. Конструкция напоминала современный мотоциклетный руль - правая ручка управляла газом. Снутри цилиндрического корпуса размещался барабан, к нему крепился узкий металлической трос. Другой его конец был связан с дроссельной заслонкой, называвшейся в то время краном. При повороте ручки трос наматывался на барабан и заслонка приоткрывалась. Стоило отпустить ручку, возвратимая пружина прикрывала кран.
Естественно, рулить обыкновенной баранкой, сразу газуя мотоциклетной ручкой, было не очень комфортно. Все же, в 10-х годах газ очень нередко делали ручным. В том же "Панаре" была предусмотрена система неизменного газа. На торцах цилиндрического корпуса, под которым помещались барабаны с тросами, были нарезаны зубья. Такими же зубьями оканчивались чашечки - продолжение ручек управления. Ручки можно было малость смещать в сторону обода руля. Когда движок набирал определенные обороты, зубья входили в зацепление. Сейчас шофер мог не держать ручку, дроссельная заслонка повсевременно была открыта. При тогдашних скоростях и интенсивности движения такое решение казалось современникам очень удачным.
Левая надрулевая ручка работала аналогично правой, но управляла опережением зажигания. Прямо до 20-х эту функцию конструкторы ложили на водителя.
"Панаровская" система органов управления была только одной из многих. Путь к обычным на данный момент рычагам и педалям предстоял не близкий.
Управляющее колесо "Панар-Левассора": 1 - обод руля; 2 - ручки управления; 3 - корпус; 4 - трос; 5 - барабан; 6 - пружина.