НАУКА - ЛЕНИВЫМ
НАУКА - ЛЕНИВЫМ
КЛУБ Автовладельцев
ЧЕЛОВЕК - МАШИНА
НАУКА - ЛЕНИВЫМ
Слова "эргономичность", "эргономичный" встречаются все почаще на страничках газет и журналов - не только лишь авто. Тотчас их употребляют в обиходе, не очень задумываясь о определенном значении.
Сергей МИШИН
В переводе с греческого эргономичность значит "закон работы". Эта наука рассматривает отношения человека и машины, помогая сделать управление ею более комфортным и надежным.
Путь развития авто эргономичности в нашей стране был тернист - числилось, что шофер должен за рулем работать, а не расслабляться. Отсюда и обидные просчеты в конструкции автомобилей. Традиционный пример - вынесенный далековато в салон руль "Самары", удачный только для людей с маленькими руками. А ведь классные эргономисты в стране были всегда - в военной авиации. Оно и понятно - один небольшой переключатель, до которого не успеет достать пилот истребителя, может решить судьбу не только лишь его самого и боевой машины, да и обитателей того городка, к которому прорвется неприятельский бомбовоз...
Итак, представьте, что вы сели за руль совершенно эргономичного автомобиля. 1-ое же чувство - все органы управления доступны: тянуться к чему-либо, напрягая мускулы либо противоестественно выворачивая суставы, не приходится. А еще через пару минут вы вдруг осознаете, что способны посиживать в таковой позе сколь угодно длительно, не испытывая ни мельчайшего желания ее поменять. Но это, как досадно бы это не звучало, эталон...
Что обычно делает человек, оказавшись за рулем незнакомого автомобиля? Выбирает комфортную посадку: выжимает сцепление до пола и находит такое положение сидения, при котором нога оставалась бы немного согнутой. Потом берется за высшую часть руля, вытянув одну из рук, другой регулирует наклон спинки таким макаром, чтоб не пришлось при рулении отрывать от нее спину. Искусство эргономиста - в ограниченном пространстве обеспечить очень широкий спектр перемещений сидения и соответственно положения за рулем людям различного роста и телосложения. Чтоб разъяснить, как это делается, не обойтись без особых определений. И главный из их - перцентиль.
Не стану морочить вам голову научным определением этого слова. Замечу только, что значение перцентиля - процент людей нашей страны, у каких рост и длина конечностей не больше установленных. Существует три стандартных перцентиля - 5-й, 50-й и 95-й, при всем этом любой из их еще дамский и мужской (см. табл. 1 и 2).
Как лицезреем, 5% нашего мужского населения не выше 161,4 см, 50% - 172,3 см, а 95% имеет рост не больше 183,5 см. Дополнительно для каждого перцентиля предвидено и предельное значение массы тела. Подбирали стандартные перцентили, анализируя статистические данные роста, размеров конечностей и веса выборочно взятых старых людей от 16 до 60 лет. Эти числа приходится временами уточнять - от поколения к поколению антропометрические данные населения изменяются. Меньше становится приземистых крепышей и больше "фитилей". Русские "перцентильные" числа сейчас соответствуют 1985 году и популяции тогдашнего Русского Союза.
Автомобиль нереально сделать идиентично комфортным для всех - в хоть какой стране можно повстречать и низких людей, и двухметрового верзилу. К примеру, фронтальные сидения "Самары" комфортны для 90% населения - от 95-го перцентиля до 5-го (95-5=90). Если перевести это в см, то получится: от дам ростом 151 см до парней ростом 184 см. Заднее сидение - без регулировок и потому рассчитывалось на 50-й перцентиль ("Самара" и VAZ 2110) либо даже на 5-й ("Ока").
Сейчас эти характеристики изменяются - машины становятся более доброжелательными к высочайшим людям. Никого уже не удивишь вертикальной регулировкой подушки водительского сидения и наклона управляющий колонки. Они позволяют подобрать комфортную посадку людям "необычных" размеров.
Сейчас - об органах управления машиной. Эргономичность подразделяет их на три группы. Более принципиальная - "повсевременно действующие". Это управляющее колесо, педали (газ, тормоз, сцепление) и рычаг переключения передач. В обыкновенном автомобиле таких органов 5; если сцепление автоматическое (одна педаль исчезает) - четыре, а с автоматической коробкой (исключается и рычаг КП) - всего три.
Дальше - "нередко действующие": замок зажигания, тумблеры света, указателей поворота, включатели звукового сигнала, стеклоочистителей и аварийной сигнализации, рычаги стояночного тормоза, управления раздаточной коробкой и... Все другие включатели относятся к категории "изредка действующих". По мере понижения их значимости и частоты использования становятся скромнее и такие эргономические требования, как досягаемость, величины ходов и усилий и т.д. Органы первых 2-ух групп размещены в конкретной близости от водителя, чтоб ему не приходилось тянуться к ним и изменять рабочую позу. "Изредка действующие" могут размещаться подальше и даже не быть видными с места водителя (скажем, рычаг привода замка капота).
Отдельная тема - выбор величины усилия при управлении. Казалось бы, проще обычного задать максимально допустимое значение по принципу "чем меньше, тем лучше". Как досадно бы это не звучало, он не всегда применим. Пример: вакуумный усилитель тормозов на первых выпусках VAZ 2103. Усилие на педали было так не достаточно, что шофер с трудом дозировал интенсивность торможения даже на сухом асфальте, не говоря о гололеде. Колеса одномоментно блокировались, и машина становилась неуправляемой. Пришлось корректировать свойства узла - наращивать усилие его срабатывания. Интересно, что данные величины усилий нередко зависят от привычек населения той либо другой страны. К примеру, европеец, управляя американской машиной, иногда испытывает дискомфорт от лишне массивного усилителя руля - баранка крутится так просто, как будто колеса вывешены, и реакция от дороги фактически неощутима.
Учитывают к тому же то, что усилие, подаваемое на орган управления, находится в зависимости от места и направления его приложения. Сравним два положения управляющего колеса - горизонтальное и вертикальное. В первом случае шофер способен приложить усилие при рулении еще большее, чем во 2-м. Но последний вариант удачнее исходя из убеждений точности и быстроты управления: они более высоки у вертикальной баранки. Вот поэтому на Подвескаивных и гоночных автомобилях она размещена в плоскости, близкой к вертикальной. На томных грузовиках и автобусах руль практически горизонтальный - тут принципиально наибольшее усилие.
Широко поле деятельности эргономистов при выборе расположения контрольно-измерительных устройств. Важное требование: управляющее колесо не должно перекрывать ни какой-то из них водителю хоть какого роста. Более важные приборы (спидометр, тахометр, манометр пневмотормозов) делают более большими и располагают в центральной части композиции либо щитка. Если устройств нечетное количество, то самый главный должен быть посредине, а если их всего два, то более принципиальный располагают левее. Это связано с привычкой человека читать слева вправо и рефлекторно кидать взор на левую высшую часть информативного поля.
Кстати, а какой прибор важнее - тахометр либо спидометр? И это даст подсказку эргономичность. На автомобилях общего предназначения левее следует расположить спидометр (для "чайника" главное - высокоскоростной режим), а на Подвескаивных машинах - тахометр (гонщику еще важнее смотреть за работой мотора).
Наилучшее для восприятия человека положение стрелок - ввысь либо прямо, их движение - слева вправо. К этому население земли привыкло за 350 лет существования стрелочных часов. Потому отклонение стрелки на лево мы воспринимаем как уменьшение либо недобор, на право - превышение, а в верхних зонах шкал устройств располагают рациональные значения показаний. У спидометра - значение "крейсерской" скорости для данного автомобиля, на тахометре - число оборотов, соответственное наибольшему моменту либо мощности мотора.
Цвет подсветки устройств тоже играет немаловажную роль. К примеру, на автомобилях со Подвескаивным нравом она раздражающе красноватого цвета, чтоб завлекать внимание к циферблатам, держа водителя в напряжении: дескать, не запамятовай нас, двигайся по устройствам. На современной комфортной машине подсветка всегда успокаивающе зеленоватая.
Поглядим на сигнальные лампы - выбор их цвета тоже отвечает определенным законам. Красноватый цвет, к примеру, сигнал угрозы. Не случаем красноватые контрольные лампы говорят о дефектах, при которых предстоящее движение нереально, - падение давления масла, отказ тормозов, генератора и т. п.
Желто-оранжевые лампы тоже дают водителю тревожные сигналы, привлекающие к для себя внимание: недочет горючего в баке, включены противотуманные фонари либо фары, электрообогрев стекла, блокировка дифференциала (на автомобилях завышенной проходимости).
Словом, эргономичность нацелена на то, чтоб хоть какое действие было выполнено с наименьшими психофизиологическими затратами и в кратчайший срок. Не напрасно людскую лень кто-то метко прозвал движком прогресса.
"Мерседес-Бенц": компоновщики уточняют, комфортно ли будет водителю на рабочем месте.
Пробку бензобака "Ситроена" не нужно закручивать, довольно легко закрыть люк. Такое могли придумать только истинные лодыри.
Масляный щуп и пробки на "Опеле" выделены броским цветом и обращают на себя внимание - это тоже эргономичность.
Спидометр "Опеля-Вектра" размещен в центра композиции, невзирая на то, что в ней четыре прибора.
КЛУБ Автовладельцев
ЧЕЛОВЕК - МАШИНА
НАУКА - ЛЕНИВЫМ
Слова "эргономичность", "эргономичный" встречаются все почаще на страничках газет и журналов - не только лишь авто. Тотчас их употребляют в обиходе, не очень задумываясь о определенном значении.
Сергей МИШИН
В переводе с греческого эргономичность значит "закон работы". Эта наука рассматривает отношения человека и машины, помогая сделать управление ею более комфортным и надежным.
Путь развития авто эргономичности в нашей стране был тернист - числилось, что шофер должен за рулем работать, а не расслабляться. Отсюда и обидные просчеты в конструкции автомобилей. Традиционный пример - вынесенный далековато в салон руль "Самары", удачный только для людей с маленькими руками. А ведь классные эргономисты в стране были всегда - в военной авиации. Оно и понятно - один небольшой переключатель, до которого не успеет достать пилот истребителя, может решить судьбу не только лишь его самого и боевой машины, да и обитателей того городка, к которому прорвется неприятельский бомбовоз...
Итак, представьте, что вы сели за руль совершенно эргономичного автомобиля. 1-ое же чувство - все органы управления доступны: тянуться к чему-либо, напрягая мускулы либо противоестественно выворачивая суставы, не приходится. А еще через пару минут вы вдруг осознаете, что способны посиживать в таковой позе сколь угодно длительно, не испытывая ни мельчайшего желания ее поменять. Но это, как досадно бы это не звучало, эталон...
Что обычно делает человек, оказавшись за рулем незнакомого автомобиля? Выбирает комфортную посадку: выжимает сцепление до пола и находит такое положение сидения, при котором нога оставалась бы немного согнутой. Потом берется за высшую часть руля, вытянув одну из рук, другой регулирует наклон спинки таким макаром, чтоб не пришлось при рулении отрывать от нее спину. Искусство эргономиста - в ограниченном пространстве обеспечить очень широкий спектр перемещений сидения и соответственно положения за рулем людям различного роста и телосложения. Чтоб разъяснить, как это делается, не обойтись без особых определений. И главный из их - перцентиль.
Не стану морочить вам голову научным определением этого слова. Замечу только, что значение перцентиля - процент людей нашей страны, у каких рост и длина конечностей не больше установленных. Существует три стандартных перцентиля - 5-й, 50-й и 95-й, при всем этом любой из их еще дамский и мужской (см. табл. 1 и 2).
Как лицезреем, 5% нашего мужского населения не выше 161,4 см, 50% - 172,3 см, а 95% имеет рост не больше 183,5 см. Дополнительно для каждого перцентиля предвидено и предельное значение массы тела. Подбирали стандартные перцентили, анализируя статистические данные роста, размеров конечностей и веса выборочно взятых старых людей от 16 до 60 лет. Эти числа приходится временами уточнять - от поколения к поколению антропометрические данные населения изменяются. Меньше становится приземистых крепышей и больше "фитилей". Русские "перцентильные" числа сейчас соответствуют 1985 году и популяции тогдашнего Русского Союза.
Автомобиль нереально сделать идиентично комфортным для всех - в хоть какой стране можно повстречать и низких людей, и двухметрового верзилу. К примеру, фронтальные сидения "Самары" комфортны для 90% населения - от 95-го перцентиля до 5-го (95-5=90). Если перевести это в см, то получится: от дам ростом 151 см до парней ростом 184 см. Заднее сидение - без регулировок и потому рассчитывалось на 50-й перцентиль ("Самара" и VAZ 2110) либо даже на 5-й ("Ока").
Сейчас эти характеристики изменяются - машины становятся более доброжелательными к высочайшим людям. Никого уже не удивишь вертикальной регулировкой подушки водительского сидения и наклона управляющий колонки. Они позволяют подобрать комфортную посадку людям "необычных" размеров.
Сейчас - об органах управления машиной. Эргономичность подразделяет их на три группы. Более принципиальная - "повсевременно действующие". Это управляющее колесо, педали (газ, тормоз, сцепление) и рычаг переключения передач. В обыкновенном автомобиле таких органов 5; если сцепление автоматическое (одна педаль исчезает) - четыре, а с автоматической коробкой (исключается и рычаг КП) - всего три.
Дальше - "нередко действующие": замок зажигания, тумблеры света, указателей поворота, включатели звукового сигнала, стеклоочистителей и аварийной сигнализации, рычаги стояночного тормоза, управления раздаточной коробкой и... Все другие включатели относятся к категории "изредка действующих". По мере понижения их значимости и частоты использования становятся скромнее и такие эргономические требования, как досягаемость, величины ходов и усилий и т.д. Органы первых 2-ух групп размещены в конкретной близости от водителя, чтоб ему не приходилось тянуться к ним и изменять рабочую позу. "Изредка действующие" могут размещаться подальше и даже не быть видными с места водителя (скажем, рычаг привода замка капота).
Отдельная тема - выбор величины усилия при управлении. Казалось бы, проще обычного задать максимально допустимое значение по принципу "чем меньше, тем лучше". Как досадно бы это не звучало, он не всегда применим. Пример: вакуумный усилитель тормозов на первых выпусках VAZ 2103. Усилие на педали было так не достаточно, что шофер с трудом дозировал интенсивность торможения даже на сухом асфальте, не говоря о гололеде. Колеса одномоментно блокировались, и машина становилась неуправляемой. Пришлось корректировать свойства узла - наращивать усилие его срабатывания. Интересно, что данные величины усилий нередко зависят от привычек населения той либо другой страны. К примеру, европеец, управляя американской машиной, иногда испытывает дискомфорт от лишне массивного усилителя руля - баранка крутится так просто, как будто колеса вывешены, и реакция от дороги фактически неощутима.
Учитывают к тому же то, что усилие, подаваемое на орган управления, находится в зависимости от места и направления его приложения. Сравним два положения управляющего колеса - горизонтальное и вертикальное. В первом случае шофер способен приложить усилие при рулении еще большее, чем во 2-м. Но последний вариант удачнее исходя из убеждений точности и быстроты управления: они более высоки у вертикальной баранки. Вот поэтому на Подвескаивных и гоночных автомобилях она размещена в плоскости, близкой к вертикальной. На томных грузовиках и автобусах руль практически горизонтальный - тут принципиально наибольшее усилие.
Широко поле деятельности эргономистов при выборе расположения контрольно-измерительных устройств. Важное требование: управляющее колесо не должно перекрывать ни какой-то из них водителю хоть какого роста. Более важные приборы (спидометр, тахометр, манометр пневмотормозов) делают более большими и располагают в центральной части композиции либо щитка. Если устройств нечетное количество, то самый главный должен быть посредине, а если их всего два, то более принципиальный располагают левее. Это связано с привычкой человека читать слева вправо и рефлекторно кидать взор на левую высшую часть информативного поля.
Кстати, а какой прибор важнее - тахометр либо спидометр? И это даст подсказку эргономичность. На автомобилях общего предназначения левее следует расположить спидометр (для "чайника" главное - высокоскоростной режим), а на Подвескаивных машинах - тахометр (гонщику еще важнее смотреть за работой мотора).
Наилучшее для восприятия человека положение стрелок - ввысь либо прямо, их движение - слева вправо. К этому население земли привыкло за 350 лет существования стрелочных часов. Потому отклонение стрелки на лево мы воспринимаем как уменьшение либо недобор, на право - превышение, а в верхних зонах шкал устройств располагают рациональные значения показаний. У спидометра - значение "крейсерской" скорости для данного автомобиля, на тахометре - число оборотов, соответственное наибольшему моменту либо мощности мотора.
Цвет подсветки устройств тоже играет немаловажную роль. К примеру, на автомобилях со Подвескаивным нравом она раздражающе красноватого цвета, чтоб завлекать внимание к циферблатам, держа водителя в напряжении: дескать, не запамятовай нас, двигайся по устройствам. На современной комфортной машине подсветка всегда успокаивающе зеленоватая.
Поглядим на сигнальные лампы - выбор их цвета тоже отвечает определенным законам. Красноватый цвет, к примеру, сигнал угрозы. Не случаем красноватые контрольные лампы говорят о дефектах, при которых предстоящее движение нереально, - падение давления масла, отказ тормозов, генератора и т. п.
Желто-оранжевые лампы тоже дают водителю тревожные сигналы, привлекающие к для себя внимание: недочет горючего в баке, включены противотуманные фонари либо фары, электрообогрев стекла, блокировка дифференциала (на автомобилях завышенной проходимости).
Словом, эргономичность нацелена на то, чтоб хоть какое действие было выполнено с наименьшими психофизиологическими затратами и в кратчайший срок. Не напрасно людскую лень кто-то метко прозвал движком прогресса.
"Мерседес-Бенц": компоновщики уточняют, комфортно ли будет водителю на рабочем месте.
Пробку бензобака "Ситроена" не нужно закручивать, довольно легко закрыть люк. Такое могли придумать только истинные лодыри.
Масляный щуп и пробки на "Опеле" выделены броским цветом и обращают на себя внимание - это тоже эргономичность.
Спидометр "Опеля-Вектра" размещен в центра композиции, невзирая на то, что в ней четыре прибора.