СДАЕМ НОРМЫ
СДАЕМ НОРМЫ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/НОВЫЙ КОАП
СДАЕМ НОРМЫ
ОТМЕНИЛИ "ИНСТРУМЕНТАЛКУ" Либо НЕТ?
ТЕКСТ / АНДРЕЙ БОЙКО, АЛЕКСЕЙ Протцов
ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Молвят, ранее вообщем жилось лучше и проще и клубника была слаще. А что до техосмотра - так вообщем полная благодать: толкнул инспектор плечом машину, стоящую на ручнике, и по одному ему ведомым признакам здесь же выдавал заключение: тормоза не в порядке. И разве кто с ним спорил, с профессионалом-то! Самое забавное, споры-разговоры начались только тогда, когда власти начали вводить различные технические средства диагностики. Они нам - "прогресс, наука", а мы им - "человеку верим, а железке нет". На том и стоим с того самого денька, когда посреди 90-х в Москве "в качестве опыта" появился инструментальный контроль. Некие даже в трибунал подавали на нелегальные, по их воззрению, поборы. Но здесь Правительство в 1998 году издало постановление № 880 о муниципальном техническом осмотре с применением средств технической диагностики, и споры на время приумолкли - автовладельцы покорливо потянулись на ПИКи.
Сущность ВОПРОСА
Масла в тлеющий огнь народного недовольства добавил новый КоАП, а если поточнее, одна из его статей - 12.1, где черным по белоснежному записано: "Управление транПодвесканым средством, не зарегистрированным в установленном порядке либо не прошедшим муниципального технического осмотра, тянет предупреждение либо наложение административного штрафа в размере 0,5 МРОТ (не считая того, по ст. 27.13 за это могут снять "номера" - ред.). Порядок и сроки прохождения муниципального технического осмотра инсталлируются Правительством Русской Федерации. При всем этом воспрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы принадлежности".
Как это осознавать? Технический осмотр существует, а инспектировать исправность автомобиля - запрещено? Чушь какая-то.
Вот мы и решили - отправляемся на техосмотр, чтоб пройти его строго по закону. И машину отыскали под стать - "копейку". Восемнадцать лет от роду ласточке. Подъезжаем к наиблежайшему пт технического контроля. Нам обходительно выдают две квитанции: одна - за проведение ГТО, 2-ая - за ГТО с внедрением средств технического диагностирования. Упреждая наш вопрос, сотрудник разъясняет: "Здесь не инструментальный контроль, нелегальный кодексом, а технический осмотр с внедрением средств технического диагностирования. А это, как говорится, две огромные различия!" Вот так! А мы, право, никакой различия тут просто не лицезреем и, чтоб соблюсти буковку закона до конца, пишем заявление на имя начальника МРЭО с просьбой "провести технический осмотр без использования средств технического диагностирования". Дальше в течение приятной получасовой беседы с заместителем начальника МРЭО Кузнецовым В.В. пытаемся осознать, есть ли все-же разница меж ПТО и ПИКом либо нет? В итоге остаемся каждый при собственном: мы в автомобиле без талона техосмотра, а подполковник с нашим заявлением - "для предстоящего рассмотрения". Выждав легитимную паузу, через некоторое количество дней звоним недавнешнему собеседнику. Очень обходительно он нам разъясняет, что в ублажении нашего заявления отказано и технический осмотр придется проходить на ПТО с положенными процедурами. По-прежнему...
Все дело в том, что к этому времени свою точку зрения высказал начальник ГУ ГИБДД МВД РФ В. Федоров. Он заявил: как проводили технический осмотр с внедрением средств технического диагностирования, так и будем проводить. А что такое "инструментальный контроль", нам законодатель не разъяснил.
Понятно, что во всех пт ГТО, куда мы позже приезжали с "легитимными" требованиями, нас обходительно либо не очень высылали - в общую очередь. "Ну, тупость написали наши депутаты, - популярно растолковал нам инспектор в одном из столичных МРЭО. - Что означает "запретить инструментальную проверку"? Я ведь когда с зеркалом и фонариком номер мотора ищу - тоже инструментами пользуюсь. Закон, выходит, нарушаю?"
Самое увлекательное, что нас не поддержал никто из стоящих в очередях на техосмотр автовладельцев. Усредненное народное мировоззрение звучало приблизительно так: "Кодекс поменялся? Ну и что? Тут не поменялось ничего". И все дружно жалели нас, юных, глуповатых... "Вы не ерепеньтесь лучше, - порекомендовал опытнейший автомобилист в МРЭО 1-го подмосковного города, - подойдите вот к тому инспектору, дайте ему 500 рублей и получите собственный талон!"
Стоимость ВОПРОСА
Несчастный Кодекс об административных нарушениях, как мы помним, рождался в тяжких муках: то пару лет его проект бродил по комитетам Думы, то уже принятый вариант "завернул" Президент... В итоге появился некоторый документ, который устроил как бы всех, но - не нравится никому. Ведь практически на последующий денек после его вступления в силу раздались бессчетные голоса о "необходимости внести поправки", "откорректировать" и т.д. За всем этим одна неувязка - все понимают, что технический осмотр нужен, но в сегодняшней собственной форме фактически лишен смысла. Кто бы его ни проводил - сами работники ГАИ (как было ранее), сотрудники ПИКа - коммерческой компании, на конкурсной базе выигравшей право на такую работу, - они не заинтересованы в том, чтоб привести техническое состояние автомобиля в норму. Их цель - "реализовать" талончик техосмотра автолюбителю. Зачем всегда можно отыскать какую-нибудь "неисправность" типа просроченного йода в аптечке либо "превышения уровня воды в бачке гидроусилителя руля" (таковой повод для отказа изобрели в Западном окружении Москвы). Существует и "такса" за резвое и беспроблемное прохождение техосмотра: в столице - 100 долл., в области - 500-1000 руб. При всем этом в большинстве случаев автомобиль можно и не предъявлять для осмотра! Для чего? Энциклопедия грузовых автомобилей-то уплачены...
Видимо, эту грешную систему и пробовали повредить депутаты, отменив "инструментальный контроль". Желали как лучше, только вышло - тупость одна. Не технические средства диагностики нужно отменять (без современного оборудования нереально проверить работу тормозной системы, управляющего управления, характеристики работы фар и т. д.), а сам принцип проведения ГТО. Только ах так? Законодатели, видимо, пока не знают, те же, кто техосмотр проводят - молчат.
Кстати, увлекательный вариант предложил один из наших читателей, москвич А. Игоршев. В течение 5 лет он обслуживал собственный автомобиль "Вольво" на одной и той же фирменной 100. Но вышел ему срок - явиться на тот "ГТО с применением средств технической диагностики". Машине-то уже 6-ой год пошел... И вдруг компьютер "выдал" таковой перечень дефектов, что владельцу стало плохо. Но заместо того, чтоб предложить Энциклопедия грузовых автомобилей, Игоршев отправился к офицеру ГАИ, который был должен выдать (либо не выдать) священный талончик. "Вот у меня сервисная книга, где отмечено, что я часто проводил все регламентные работы на 100 и что техническое состояние автомобиля в норме. Выходит, все эти годы меня нахально околпачивали, брали Энциклопедия грузовых автомобилей - и ничего не делали, ведь машина, судя по вашей распечатке, в страшном состоянии! Я готов немедля подать в трибунал на этот фирменный сервис!" "Подождите минуточку, для чего же так сходу?" - вдруг засуетился инспектор и... выписал талон. Невзирая на все замечания. Так, может, это - вариант? Доверить проведение ГТО сервисам при условии, естественно, что они имеют соответственное оборудование и готовы нести ответственность перед законом и страховой компанией, если что случится? Нам кажется, это куда мудрее, чем воспрещать фонарик и зеркало. Кстати, такая практика существует в Германии, известной своими особо жесткими требованиями к техническому состоянию авто парка.
P.S. Под "дворником" "копейки" нашли маркетинговую листовку: "Поможем пройти техосмотр стремительно и гарантированно". И - номер телефона. Позвонили. Приятный мужской глас подтвердил, что да, его компания (!) берется получить талон в любом МРЭО Москвы и области в течение рабочего денька за 3 тыс. руб....
Что уж здесь гласить об отмене "инструментального контроля"? Разве можно отменить то, чего не было? Но вот все, что аккомпанировало этот "контроль" ранее, осталось постоянным.
Так должен проходить ГТО. Наружный осмотр.
Проверка регулировки фар и уровня СО-СН.
Щит проверки тормозных усилий.
Идет сверка номеров.