КАПИТАН ЯКУБА ДЕЙСТВУЕТ ПО Аннотации
КАПИТАН ЯКУБА ДЕЙСТВУЕТ ПО Аннотации
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ДИСКРЕДИТАЦИЯ
КАПИТАН ЯКУБА ДЕЙСТВУЕТ ПО Аннотации
Инструментальный контроль может стать инвентарем произвола ГИБДД.
Владимир БОГОЛЮБОВ
В один из вешних дней я собрался на техосмотр. У самого претензий к машине не было (я стараюсь ездить на исправной). Оплатил положенные сборы, купил новейшую аптечку, вымыл автомобиль и поехал в 45 ОГАИ ЦАО.
Ставлю автомобиль фронтальными колесами на валики тормозного щита. "Нажмите на тормоз", - гласит эксперт. Нажимаю. На мониторе прыгают числа. Мне дают распечатку, сообщив, что нужно чинить тормоза: по свидетельствам прибора разница в тормозных усилиях на левом и правом колесах составляет 0,11 (11%) на фронтальной оси и 0,12 (12%) - на задней. А норма - 0,09 (9%). Рекомендуют прокачать тормоза, документы почему-либо не возвращают, а направляют к сотруднику ГАИ, который посиживает здесь же, в павильоне. Капитан Владимир Борисович Якуба невеселым голосом докладывает, что придется снять один из номерных символов: ПДД воспрещает "эксплуатировать автомобиль с неисправными тормозами".
Я пробую спорить. Говорю, что такое отклонение не делает сколько-либо суровой опасности безопасности движения. Что инструментальный контроль как раз дает возможность такие неприметные неисправности выявить и убрать. Что, в конце концов, без номерного знака даже поездка в автосервис становится неувязкой. Капитан непреклонен. Выполняю требование, но обещаю посетовать - он ухмыляется, с тем и расстаемся (жалобу написал, зарегистрировал ее у секретаря - начальника не было - и поехал заниматься машиной).
Снял и поменял фронтальные колодки, проверил, как работают цилиндры. Все колодки слева и справа изношены умеренно - могу предъявить хоть какому профессионалу. Все цилиндры в норме. Задние трогать не стал, только проверил, нет ли воздуха в приводе. После этих операций попробовал автомобиль на дороге. Естественно, тормозить он стал ужаснее: колодки не притерлись, для этого нужно проехать хоть км 100. Как - без номерного знака и с протоколом о неисправности тормозной системы?
...Выражение лица капитана Якубы при встрече не обещает ничего неплохого: моя жалоба с резолюцией начальника уже у него.
И снова моя машина не прошла по тормозам! На фронтальной оси коэффициент как бы чуток улучшился - 0,10 заместо 0,11 (хотя тормоза лично стали ужаснее). А на задней оси... в один момент ухудшился с 0,12 до 0,19, хотя там я с тормозами вообщем ничего не делал. Уговариваю профессионала повторить проверку. Сейчас уже по задней оси прибор выдает поначалу 0,12, а потом 0,10, в конце концов 0,05. Но - поздно, приговор уже вынесен. Поменять его эксперт категорически отрешается, а замечание, что прибор работает как-то удивительно, парирует: "Он французский", будто бы происхождение прибора само по себе гарантирует его идеальную работу.
Поехал на консультацию в НАМИ. Там растолковали, сославшись на ГОСТ, что тесты нужно проводить более чем двукратным плавным нажатием на педаль тормоза. И что колеса и барабаны щита должны быть сухими и незапятнанными.
На последующий денек снова плачу 150 рублей и пищу на техосмотр. На щите для проверки тормозов - другой эксперт, его удается сходу уговорить повторить функцию пару раз. Прибор как будто сошел с разума. Поначалу указывает 0,24 (кошмар), потом сходу 0,07 (норма), потом опять 0,14 (плохо) и т. д. Замечаю, что показания очень зависят от того, как нажимаешь на педаль: резко либо плавненько. И еще - от грязищи на валиках. Не считая того, с повышением количества попыток характеристики все-же стремятся придти в норму. Эксперт колеблется: наверняка, в тормозной системе воздух. Объясняю, что законы физики не может отменить даже ГАИ. Контуры привода на "жигулях" разбиты не на искосок, а по фронтальной и задней осям. Потому даже наличие воздуха в одном из их само по себе не может быть предпосылкой различия тормозного усилия на левом и правом колесах. А вот большие лужи перед ГАИ и, соответственно, грязные валики тормозного щита либо влажные тормозные барабаны и диски таковой предпосылкой быть вправду могут. В один из барабанов попала вода - вот вам и плохой результат. Другими словами за лужи перед ГАИ расплачиваются автомобилисты! В конце концов, эксперт сдается: "Хорошо, будем считать, тормоза в порядке".
С распечаткой иду к уже знакомому капитану Якубе. Минут 10 он пристально изучает документы: не просрочена ли медсправка, есть ли в паПодвескае прописка, сколько мне лет (соответственно, все ли фото вклеены) и т. д. Остается разве что меня обыскать, но на это у капитана нет возможностей. "Номер я, естественно, верну, - в конце концов, гласит он, - ну а что вы собираетесь делать с машиной?" - "Как что? Получить талон техосмотра и ездить!" "Не могу, - отрадно гласит капитан. - У вас не пылает левый стоп-сигнал". Бегу, меняю лампочку, "докладываю" капитану Якубе. Он инспектирует (не соврал ли?) Позже достает мое заявление: "Так что мы будем с этим делать?" После всех мытарств идти на мировую мне совершенно не охото. "Если вы считаете себя во всем правым, так и напишите, а я - решу, согласиться либо обжаловать далее". Здесь капитан Якуба молчком глядит куда-то в угол, позже внезапно заявляет, что у него кончился рабочий денек.
Талон техосмотра я все-же получил. На последующий денек и у другого инспектора, который мне, меж иным, сказал, что выписали бы его сходу, если б я "не выступал"...
Может быть, капитан Якуба действовал в согласовании с правилами, приказами, инструкциями. Но его деяния проявили, как из ассистента автомобилистам инструментальный контроль преобразуется в дубину для выколачивания средств.