ЛАПТЕЖНИК ИЗ СЫСЕРТИ
"ЛАПТЕЖНИК" ИЗ СЫСЕРТИ
КЛУБ Автовладельцев
ХОББИ
"ЛАПТЕЖНИК" ИЗ СЫСЕРТИ
Пока не стихают споры о плюсах и недочетах разных вседорожников, русские умельцы не посиживают складя руки. Практически из утильсырья они делают авто, способные вызывать зависть даже хозяев фирменных "джипов".
Аркадий КОЗЛОВ. Фото создателя
Он не может не приглянуться. Как хищник перед прыжком, собран, стремителен - даже в стоящей машине угадывается движение. Высоко поднятый и сразу... коренастый кузов, большие колеса с большими грунтозацепами, выступающие уширители колесных арок, переходящие в бамперы, - это не просто утилитарная рабочая лошадь, склепанная кое-как самоделка, это - Автомобиль.
Похоже, в руках умельца Ивана Михайловича Ширыкалова из уральской Сысерти даже согнутый заржавелый гвоздь способен перевоплотиться в золото. Ведь собственный вездеход он собрал, в главном, из старенькых, сломанных, выброшенных деталей. Новыми были только задний мост, фары да облицовка радиатора.
На создание автомобиля ушло два года. Огромную часть времени мастер издержал на кузовные работы. Капот и фронтальные крылья пришлось удлинить на 300 мм, большие уширенные арки колес - растягивать из металла. Руками Ивана Михайловича изготовлены передняя часть кузова, бамперы, подножки, не говоря уже об эмблеме с ящеркой и заглавием "Урал".
Конструкция автомобиля довольно ординарна: продольно расположенный движок 21011, "жигулевская" коробка, раздатка и мосты от "Нивы". Изюминка - в колесах, сделанных по заказу на шинном заводе. Макетом послужили стандартные покрышки ГАЗ-66. Но заместо 9 слоев корда каркаса положили три, а протектор проточили на токарном станке, уменьшив высоту грунтозацепов на 7,5 мм. В итоге колесо с диском (кстати, тоже самодельным) весит только 64 кг - в два раза меньше газовского.
Машина прошла более 20 000 км как по шоссе, так и по истине бездорожью, куда рискуют сунуться только вэдовые грузовики да тракторы. Суровых поломок не бывало. Даже значительно нагруженные "нивовские" ступицы работают без приреканий - видимо, шины низкого давления (всего 0,8 атм) довольно отлично гасят удары.
Иван Михайлович приглашает испытать "Урал" в деле. Забираться в высшую машину не по привычке - приходится балансировать на узенькой подножке. Снутри - рядовая "восьмерка", но на приборной панели появился тахометр, а в тоннеле пола три рычага. К изогнутому, управления коробкой, привыкаешь стремительно. К двум маленьким (раздатки и блокировки) приходится тянуться - уж очень глубоко они запрятаны, но необходимы нечасто.
Выезжаем на покрытое льдом шоссе. Тут машина идет практически как по асфальту - сказываются полный привод и удлиненная база. Но уже на скорости 50-60 км/ч начинаются шум и вибрация. Виновник - протектор с большим рисунком. Равномерно приспосабливаемся к непривычному габариту, ведь машина снаружи еще обширнее, чем кажется с места водителя. Руль приметно тяжелее, чем на обыкновенной легковой машине. Вобщем, других "негативов" в поведении автомобиля не приметно. На дороге он кое-чем припоминает длинноватую "Ниву" со всеми ее плюсами и минусами. Словом, полностью обыденную машину.
Чудеса начались позднее. Когда кончился асфальт и появилось то, что и дорогой-то именовать нельзя. Так, заехал шальной грузовик и оставил колею. Но мы по ней покатили с той же легкостью, что и по шоссе (но, очевидно, с другой скоростью). Горку, на которую "уазик" чуть забрался бы, победили умопомрачительно просто. Машина идет на уникальность плавненько, уверенно карабкается на неописуемой крутизны бугры. С включенной пониженной передачей мощности мотора хватает на это с излишком.
Решив проверить вседорожные характеристики автомобиля в запредельных режимах, мы свернули на снежное поле. Там, в конце концов, удалось его "высадить", хоть и не сходу. Вездеход длительно не сдавался и упорно двигался вперед. А когда беспомощно сел на брюхо, оказалось, что снега было даже не по пояс - по грудь! Да, по такому "покрытию", пожалуй, даже трактор не пройдет. Разве что гусеничный.
Отлично, естественно, иметь такую машину. На ней и по грибы, и на охоту, и на рыбалку. Можно без ужаса в тайгу заезжать. А места тут чудные. Бажовские места (и сам сказочник родом из Сысерти). Кстати, за "Урал" уже предлагали практически новый "Паджеро", но Ивану Михайловичу милее его родной "лаптежник", как нежно окрестили диковинный вездеход земляки.
Техно Черта
Полная масса автомобиля - 1440 кг; наибольшая скорость - 110 км/ч; наибольший угол подъема - 30°; радиус поворота - 5,9 м; кузов 2108 несущий, с удлиненными крыльями и капотом; движок - VAZ 21011 с уменьшенной степенью сжатия; длина - 4340 мм; высота - 1860 мм; база - 2670 мм; дорожный просвет - 400 мм; расход горючего при 90 км/ч - 11 л/100 км; коробка - четырехступная коробка VAZ 2101, раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом VAZ 2121; мосты - VAZ 2121.
По такому снегу пешеходу не пройти.