ПРАВОЗАЩИТА
ПРАВОЗАЩИТА
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/ПРАВОЗАЩИТА
РУБРИКУ ВЕДЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ Компании "ПРАВОЗАЩИТА "ЗА РУЛЕМ" СЕРГЕЙ ВОЛГИН
АВТОСЕРВИС. ВСЕ О ПРАВАХ ЗАКАЗЧИКА
В нашу фирму часто обращаются те, кто пострадал от нерадивого ремонта собственных машин. Как указывает анализ таких воззваний, большая часть заморочек появляется из-за невыполнения требований закона как со стороны потребителей, так и со стороны исполнителей (станций технического обслуживания). 11 апреля 2001 года Правительство РФ своим Постановлением № 290 утвердило "Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранПодвесканых средств". Схожий документ существовал и ранее (Постановление Правительства РФ № 639 от 24.06.1998), сейчас он утратил силу. Так что находящиеся в Правилах требования не стали кое-чем новым для русского законодательства. Но на практике часто выясняется, что и обладатели машин, и ремонтники имеют смутное представление о собственных правах и обязательствах. Попробуем восполнить пробелы в правовых познаниях.
Главное, что необходимо всегда держать в голове, - до того как оказать вам услугу, предприятие автосервиса должно заключить с потребителем контракт в письменной форме. Если работы производятся в присутствии заказчика, можно заместо контракта выдавать квитанции, жетоны, талоны, кассовый чек и т.п.
Соблюдение письменной формы контракта очень принципиально по многим причинам. К примеру, перед тем как ваш автомобиль приняли в ремонт, его нужно оценить и стоимость указать в договоре (цена автомобиля определяется по соглашению сторон). Это нужно, к примеру, для того, чтоб в случае повреждения, смерти (утраты) транПодвесканого средства во время ремонта можно было обоснованно найти размер убытков потребителя. В договоре указывают дату принятия заказа и срок его выполнения. Нередко, в особенности когда идет речь о гарантийном ремонте либо ремонте автомобилей зарубежного производства, потребители обязаны длительно ожидать, пока придет заказанная запчасть, даст разрешение завод-изготовитель и т.п. Законодательством о защите прав потребителей предусмотрена ответственность за несоблюдение сроков выполнения заказа (статья 28 закона "О защите прав потребителей"), но при предоставлении претензий основанием будет только письменный контракт.
Стоимость оказываемой услуги и порядок ее оплаты также должны быть зафиксированы в договоре. Допускается и составление сметы, в какой приведены объем услуг и нужные расходы. Смета может быть 2-ух видов - жесткая и ориентировочная (об этом в договоре должно быть изготовлено примечание, в неприятном случае смета считается жесткой!). Исполнитель не вправе добиваться роста жесткой сметы, а потребитель - ее уменьшения. Есть, правда, исключения - к примеру, если появилась необходимость в дополнительных услугах. Тогда исполнитель может, приостановив выполнение работ, востребовать с заказчика доплату.
В принципе, исполнитель должен чинить транПодвесканые средства, используя собственные запасные части. Но в реальной жизни почаще предоставляет запасные части потребитель. Их список приводят в приемо-сдаточном акте (его составляют, если автомобиль для ремонта остается у исполнителя) либо в договоре; там должна содержаться информация о согласовании запасных частей предъявляемым к ним требованиям. Не считая того, обрисовывают комплектность транПодвесканого средства, видимые повреждения и недостатки. Если при выполнении работы исполнитель увидит непригодность либо недоброкачественность запасных частей заказчика, он должен остановить работы и уведомить о необходимости их подмены. Если этого изготовлено не было, за вред, причиненный внедрением нехороших запчастей, придется отвечать исполнителю!
Выполнив заказ, исполнитель должен представить потребителю полный отчет об использовании приобретенных от него деталей и материалов и вернуть неиспользованные. Замененные узлы и Ремонт и эксплуатация также должны быть возвращены обладателю машины.
Исполнитель должен обеспечить возможность в хоть какой момент проверить ход и качество выполнения заказа.
Помните: вы вправе в хоть какой момент расторгнуть контракт. В данном случае оплатить придется только часть работы, выполненную исполнителем до получения им уведомления о расторжении контракта. Автомобиль выдается потребителю только после полной оплаты оказанной услуги (либо ее части, при преждевременном расторжении контракта). Стороны должны вместе проконтролировать полноту и качество оказанной услуги, комплектность и сохранность товарного вида транПодвесканого средства. Найдя недочеты, потребитель должен немедля заявить об этом исполнителю и указать претензии в соответственном акте! Помните, что на основании закона "О защите прав потребителей" вы вправе востребовать:
а) безвозмездно убрать недочеты, выполнить работу повторно;
б) уменьшить стоимость за работу;
в) компенсировать расходы на исправление недочетов (своими силами либо третьими лицами).
Эти требования могут быть предъявлены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 2-ух лет со денька выполнения заказа. В случае, когда гарантийный срок не установлен, причину появления недочета должен обосновывать потребитель. Если исполнитель не уложился в срок для выполнения работ, он должен уплатить потребителю пеню в размере 3% от цены услуги за каждый денек просрочки (при всем этом размер пени не может превосходить цена услуги). И последнее. Если за время выполнения работ автомобиль (либо запасные части) подверглись полной либо частичной утрате (повреждению), исполнитель должен известить об этом потребителя и в трехдневный срок безвозмездно передать потребителю транПодвесканое средство (запасные части) аналогичного свойства или компенсировать в двукратном размере обозначенную в договоре стоимость утраченного (покоробленного) транПодвесканого средства (запасных частей и материалов), также компенсировать другие расходы, понесенные потребителем. Исключение допускается исключительно в том случае, если исполнитель предупредил потребителя об особенных свойствах принятых от него запасных частей, способных повлечь их полную либо частичную утрату.