Как судиться с дорожниками
Нередко к юристам обращаются водители с такой неувязкой: «Мой автомобиль попал колесом в яму и получил повреждения подвески. Можно ли получить компенсацию за ремонт с дорожных служб?». Как узнали спецы портала Kolesa.ru, это стопроцентно может быть. Для начала определим, когда вообще может быть получить какую-или компенсацию в принципе?

Как судиться с дорожникамиСогласно ГОСТ 50597-93, размеры ям не должны превосходить 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине. Также, по ГОСТ Р 50597-93, отклонение крышки люка от уровня покрытия может быть наименее 2-ух см. Поврежденные и деформированные крышки не допускаются. Если же размеры ям или состояние крышки люка превосходят обозначенные нормы, то участок дороги должен быть обозначен соответствующими знаками, либо должны быть установлены особенные заграждения.

Исходя из вышесказанного, выходит, если яма или люк не вписываются в вышеназванные свойства, а на дороге знаков и заграждений нет, тогда можно задуматься о возможности взыскать вред за ремонт. Но не забываем, что шофер пострадавшего автомобиля сам не должен был нарушать правила - превосходить скоростной режим, совершать незаконный маневр и т.д. Если и здесь все в порядке - тогда, как говорится, «карты в руки». 1-ый шаг - оформление ДТП

Основная отправная точка - оформление ДТП. Без этого получение возмещения нереально. Протокол о ДТП является главным документом, на базе которого иск будет принят к рассмотрению судом. Поэтому после «заезда» в яму или люк нужно тормознуть тут же, как при хоть какой дорожной трагедии и вызвать ГИБДД. И быть готовым ждать и ждать: судя по рассказам гостей форумов, сотрудники ДПС приезжают на такие ДТП в самую последнюю очередь.

Вобщем, во время ожидания будет на что потратить время. Нужно составить схему ДТП, сфотографировать место происшествия - саму яму и окрестность. На фото должны быть видны размеры ямы, размещение ее на местности, отсутствие ограждений и дорожных знаков. Эти же сведения о яме должны быть вписаны и в протокол о ДТП, который будет составлять инспектор.

Что касается свидетелей, то ими могут быть любые совершеннолетние граждане в том числе и ближайшие родственники, находившиеся тогда в машине - жена, супруг, праотцы, дети.

Оценка вреда

Следующий шаг - проведение экспертизы обретенных повреждений и калькуляция цены ремонта. Проводить такую экспертизу должны спец компании имеющие гослицензию на этот род деятельности. Обязательно интересуйтесь наличием лицензии.

Определение виновного

Тем временем группа разбора в ГИБДД должна отыскать виновника ДТП. Если это не вы, тогда будет названа определенная организация, ответственная за эксплуатацию данного участка дороги. На нее позже и нужно подавать иск в районный суд по месту, где зарегистрирована организация. Если в ГИБДД назовут виновником вас - очередной круг - можно подать апелляцию в суд, который может называть виновником дорожников, и тогда готовм иск.

Кстати, в ГИБДД рассмотрение похожих дел нередко затягивают «до бесконечности». В Этом Случае придется обратиться в прокуратуру. При всем этом, если вещественный вред в ДТП превосходит 500 МРОТ, либо имеются пострадавшие, возбуждается уголовное дело, которое прокуратура сама направляет в суд.

Очередной возможный ход - выслать по почте дорожной организации требование о добровольном возмещении вреда. К нему нужно приложить копии имеющихся у вас документов: протокола постановления и справок ГИБДД, акта экспертизы и оценки вреда. Не получив ответа в течение месяца, можно подавать иск в суд.

Заявление

Для подачи иска в суд потребуются следующие документы:

1. справка ГИБДД о ДТП формы 12 и 746;
2. копии протокола и постановления о привлечении к административной ответственности виновного;
3. акт осмотра автомобиля с калькуляцией повреждений;
4. фото поврежденной автомашины и дорожного полотна в месте ДТ;
5. квитанция об уплате госпошлины.

Не Только дорожники, ну и...

Кстат, в теории, можно подать иск и на ГИБДД, потому что, согласно действующим правилам несения службы, сотрудник ДПС до патрулирования проверить свой участок дороги и в обнаружения на нем не вписывающихся в ГОСТы повреждений в виде ям, люков и пр. должен немедленно вызвать дорожников. А до их приезда - позаботиться о безопасности движения по этому участку дороги, вплоть до того, что самому встать с жезлом перед ямой. Правда, с ГИБДД решаются судиться очень и очень немногие.

P.S.

В принципе все смотрится просто: оформляем ДТП, оцениваем вред, подаем иск. Но в жизни все оказывается еще сложнее и муторнее. Как можно видеть из сообщений форумов, рожники очень любят не являться в суд, ставить под сомнения результаты экспертизы и оценку вреда, пробуют переложить вину на водителя. Так что будьте настойчивы и терпеливы.
Артур Колесов, 72avto.ru
ремонт автомобиля