Пешеход бросился под колеса... Кто виноват
Верховный суд РФ выпустил постановление, в каком, а конкретно, разъяснил, какую ответственность по гражданскому законодательству несет шофер в случае ДТП с пострадавшими пешеходами. Ничего конструктивно нового в документе нет - это, резвее, трактовка соответствующих статей ГК РФ. Но исходя из убеждений понимания собственных прав и обязанностей, информация очень подходящая как для водителей, так и пешеходов.
Сложность рассмотрения похожих дел в судах состоит в том, что аобиль считается источником завышенной опасности. А это значит, что фактически шофер отвечает за все печальные происшествия, связанные с эксплуатацией автомобиля. Если только сам не докажет отсутствие своей вины. По статистике ГИБДД за 2009 год, из 5036 ДТП, произошедших в Челябинской области, в 1147 случаях виновными были признаны непосредственно пешеходы. При каких обстоятельствах суд встанет на сторону автовладельца и как собрать нужные доказательства, мы и попробуем разобраться.
Случай 1-ый. «Пешеходный умысел»
Если человек в один миг сам кидается под колеса машины, ДТП практически неизбежно. В Этом Случае деяния потерпевшего могут быть расценены как умысел. Противоправность такого поведения налицо. Выбегая на проезжую часть фактически перед бампером машины, человек вряд ли не предвидит печальный конец событий. Как быть водителю?
Согласно статье 1083 ГК РФ, вред, показавшийся вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Основная сложность - доказать, что ДТП вышло непосредственно в конечном итоге «сознательных» действий пешехода. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Советник» Александр Пономарев: «Доказать то, что пешеход сам бросился под колеса движущегося автомобиля можно с помощью свидетельских показаний - будь то прохожие бо пассажиры машины. Можно использовать записи уличных видеокамер, если вдруг ДТП вышло как раз в зоне их установки. Но ведь может получиться так, что ни очевидцев, ни технических устройств рядом не оказалось - тогда на практике доказать факт преднамеренности действий пешехода практически невозможно». В суд будет рассматривать дело уже по происшествиям ДТП, где учтутся и место происшествия (например, сбит ли пострадавший на пешеходном переходе или в непредназначенном месте), и все предпринятые меры со стороны водителя, чтобы избежать трагедии.
Случай 2-ой. Грубая неосторожность
Как таковой классификации «грубая» или «негрубая» неосторожность нет - это определяет суд в личном порядке для каждого варианта. К Примеру, грубой неосторожностью со стороны пешехода может считаться движение на красный сигнал светофора или скрещение проезжей части в темное время суток в неположенном месте. Один из таких случаев произошел в Челябинске на ул. Черкасская, когда 76-летняя бабушка, не оценив ситуацию, стала переходить проезжую часть в неположенном месте. Если автомобиль, движущийся по правой полосе успел резко затормозить, то Тоета Vitz, ехавшая левее, стала для старенького пешехода роковой. Дама скончалась от смертельных травм. Как это ни парадоксально, суд не вправе полностью вызволить водителя от ответственности (не считая случаев, когда вред причинен вследствие неодолимой силы или умысла потерпевшего). В случае грозных травм или смерти пешехода, водителю может быть назначена выплата определенной суммы на исцеление или погребение. «Оценка степени опасности действий пешехода в суде в основном влияет на определение суммы компенсации пострадавшему пешеходу», - утверждает Александр Пономарев.
На Данный Момент издержки на городские мед услуги возмещаются за счет страховых ресурсов по ОСАГО. Дополнительные процедуры, к , санаторное восстановление здоровья, водителю придется оплатить из собственного кармана. Как и в данном случае, если на исцеление понадобится больше, чем предполагает выплата по ОСАГО, - разница ляжет на плечи водителя. Напоминаем, что страховая сумма не будет превосходить 160 тыс. рублей.
Может быть, подобные случаи «пешеходной» невнимательности и надежды на фортуну способны пресечь только штрафы. И посерьезнее, чем 200 рублей за нарушение правил перехода проезжей части. За водителей правительство взялось тщательно. Но не стоит забывать, что пешеход - такой же полноправный участник дорожного движения, а значит и степень наказания должна хотя бы приближаться к уровню «водительских» штрафов.
Случай 3-ий. Неодолимые происшествия
К их числу относятся не поддающиеся контролю со стороны человека силы. Это могут быть и стихийные погодные условия, и косвенное роль в ДТП. К Примеру, недалеко от вашего припаркованного автомобиля происходит грозная трагедия и одна из машин-участников «вылетает» в вашу сторону и выносит авто на тротуар. В данном вина будет вменена «зачинщику» ДТП, а не ее случайной жертве. «Стоит отметить, что неодолимыми обстоятельствами не считается техно неисправность автомобиля. Если срок эксплуатации машины еще не вышел, то шофер вправе подать иск в отношении завода-изготовителя или организации-торговца. Но если тс уже исчерпало свой «лимит», то за все последствия технических заморочек спрос будет с собственника», - откомментировал преподаватель автошколы «Радуга», создатель книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко (Joy).
Случай 4-ый. Кто за рулем?
Если вашу машину угнали, и позже было зафиксировано ДТП с ее ролью, то виновником происшедшего суд признает того, кто находился за рулем тогда. Но в этом случае решающую роль будут играть происшествия угона. Если это вышло из-за вашей собственной халатности, то суд может «поделить» наказание меж собственником и угонщиком. Поэтому не теряйте ключи, выходя из машины, и не оставляйте их в замке зажигания! «Есть очередной нюанс в вопросе о собственнике автомобиля. Если управление машиной передано стороннему лицу по доверенности, то в ДТП вся ответственность ляжет на него, а не на собственника. Если же автомобиль принадлежит организации, и ее сотрудник попал в ДТП на автомобиле, выполняя свои прямые трудовые обязательства, то за последствия будет отвечать юридическое лицо», - отметил Александр Пономарев.
Если вы стали участником ДТП, в каком пострадали пешеходы, ни в коем случае не покидайте место происшествия и не дайте возможность скрыться «виновнику». Постарайтесь по возможности оказать первую мед помощь пострадавшим и записать данные свидетелей. Дальше остается ждать бытия служащих ГИБДД и, может быть, судебных разбирательств. Марина Костюченко, autochel.ru
ремонт автомобиля
Сложность рассмотрения похожих дел в судах состоит в том, что аобиль считается источником завышенной опасности. А это значит, что фактически шофер отвечает за все печальные происшествия, связанные с эксплуатацией автомобиля. Если только сам не докажет отсутствие своей вины. По статистике ГИБДД за 2009 год, из 5036 ДТП, произошедших в Челябинской области, в 1147 случаях виновными были признаны непосредственно пешеходы. При каких обстоятельствах суд встанет на сторону автовладельца и как собрать нужные доказательства, мы и попробуем разобраться.
Случай 1-ый. «Пешеходный умысел»
Если человек в один миг сам кидается под колеса машины, ДТП практически неизбежно. В Этом Случае деяния потерпевшего могут быть расценены как умысел. Противоправность такого поведения налицо. Выбегая на проезжую часть фактически перед бампером машины, человек вряд ли не предвидит печальный конец событий. Как быть водителю?
Согласно статье 1083 ГК РФ, вред, показавшийся вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Основная сложность - доказать, что ДТП вышло непосредственно в конечном итоге «сознательных» действий пешехода. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Советник» Александр Пономарев: «Доказать то, что пешеход сам бросился под колеса движущегося автомобиля можно с помощью свидетельских показаний - будь то прохожие бо пассажиры машины. Можно использовать записи уличных видеокамер, если вдруг ДТП вышло как раз в зоне их установки. Но ведь может получиться так, что ни очевидцев, ни технических устройств рядом не оказалось - тогда на практике доказать факт преднамеренности действий пешехода практически невозможно». В суд будет рассматривать дело уже по происшествиям ДТП, где учтутся и место происшествия (например, сбит ли пострадавший на пешеходном переходе или в непредназначенном месте), и все предпринятые меры со стороны водителя, чтобы избежать трагедии.
Случай 2-ой. Грубая неосторожность
Как таковой классификации «грубая» или «негрубая» неосторожность нет - это определяет суд в личном порядке для каждого варианта. К Примеру, грубой неосторожностью со стороны пешехода может считаться движение на красный сигнал светофора или скрещение проезжей части в темное время суток в неположенном месте. Один из таких случаев произошел в Челябинске на ул. Черкасская, когда 76-летняя бабушка, не оценив ситуацию, стала переходить проезжую часть в неположенном месте. Если автомобиль, движущийся по правой полосе успел резко затормозить, то Тоета Vitz, ехавшая левее, стала для старенького пешехода роковой. Дама скончалась от смертельных травм. Как это ни парадоксально, суд не вправе полностью вызволить водителя от ответственности (не считая случаев, когда вред причинен вследствие неодолимой силы или умысла потерпевшего). В случае грозных травм или смерти пешехода, водителю может быть назначена выплата определенной суммы на исцеление или погребение. «Оценка степени опасности действий пешехода в суде в основном влияет на определение суммы компенсации пострадавшему пешеходу», - утверждает Александр Пономарев.
На Данный Момент издержки на городские мед услуги возмещаются за счет страховых ресурсов по ОСАГО. Дополнительные процедуры, к , санаторное восстановление здоровья, водителю придется оплатить из собственного кармана. Как и в данном случае, если на исцеление понадобится больше, чем предполагает выплата по ОСАГО, - разница ляжет на плечи водителя. Напоминаем, что страховая сумма не будет превосходить 160 тыс. рублей.
Может быть, подобные случаи «пешеходной» невнимательности и надежды на фортуну способны пресечь только штрафы. И посерьезнее, чем 200 рублей за нарушение правил перехода проезжей части. За водителей правительство взялось тщательно. Но не стоит забывать, что пешеход - такой же полноправный участник дорожного движения, а значит и степень наказания должна хотя бы приближаться к уровню «водительских» штрафов.
Случай 3-ий. Неодолимые происшествия
К их числу относятся не поддающиеся контролю со стороны человека силы. Это могут быть и стихийные погодные условия, и косвенное роль в ДТП. К Примеру, недалеко от вашего припаркованного автомобиля происходит грозная трагедия и одна из машин-участников «вылетает» в вашу сторону и выносит авто на тротуар. В данном вина будет вменена «зачинщику» ДТП, а не ее случайной жертве. «Стоит отметить, что неодолимыми обстоятельствами не считается техно неисправность автомобиля. Если срок эксплуатации машины еще не вышел, то шофер вправе подать иск в отношении завода-изготовителя или организации-торговца. Но если тс уже исчерпало свой «лимит», то за все последствия технических заморочек спрос будет с собственника», - откомментировал преподаватель автошколы «Радуга», создатель книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко (Joy).
Случай 4-ый. Кто за рулем?
Если вашу машину угнали, и позже было зафиксировано ДТП с ее ролью, то виновником происшедшего суд признает того, кто находился за рулем тогда. Но в этом случае решающую роль будут играть происшествия угона. Если это вышло из-за вашей собственной халатности, то суд может «поделить» наказание меж собственником и угонщиком. Поэтому не теряйте ключи, выходя из машины, и не оставляйте их в замке зажигания! «Есть очередной нюанс в вопросе о собственнике автомобиля. Если управление машиной передано стороннему лицу по доверенности, то в ДТП вся ответственность ляжет на него, а не на собственника. Если же автомобиль принадлежит организации, и ее сотрудник попал в ДТП на автомобиле, выполняя свои прямые трудовые обязательства, то за последствия будет отвечать юридическое лицо», - отметил Александр Пономарев.
Если вы стали участником ДТП, в каком пострадали пешеходы, ни в коем случае не покидайте место происшествия и не дайте возможность скрыться «виновнику». Постарайтесь по возможности оказать первую мед помощь пострадавшим и записать данные свидетелей. Дальше остается ждать бытия служащих ГИБДД и, может быть, судебных разбирательств. Марина Костюченко, autochel.ru
ремонт автомобиля