Как отстоять водительские права в суде
Запредельная скорость, выезд на встречную полосу, отказ от экспертизы на алкоголь - за эти нарушения водители почти всегда попадают в суд и лишаются прав.
Такие дела рассматривает мировой судья, у которого работы невпроворот. И кому он поначалу верит? Естественно, сотрудникам ГИБДД, которые приносят документы на лишение прав и являются государевыми людьми. Бывает даже, что мировой судья рассматривает материалы скопом и слету в течение 15 минут выносит постановление о лишении прав 5 - 10 водителям.
Время От Времени он просто не слышит аргументы водителя о невиновности. В тот защищает себя сам, без адвоката, в юриспруденции не силен и потому доказать, что он прав, а гаишники нет практически не в состоянии.
Каков конец таких разбирательств? Как произнесли нам в Мосгорсуде, в первом полугодии 2009-го к административной ответственности привлечено более 20 тысяч водителей.
Основной закон, которым руководствуются судьи при рассмотрении таких дел, - это Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно ему большая их часть поступает из ГИБДД к мировым судьям. И только в отдельных случаях, когда, например, иновник ДТП скрылся с места трагедии и по делу проводится административное расследование, материал рассматривает федеральный судья районного суда. К федеральному судье дела поступают и в порядке обжалования.
В целом дела об административных правонарушениях составляют примерно пятую часть из всех дел, рассматриваемых судьями Москвы. За год их количество в районных судах возросло более чем на 80 процентов. А в производстве глобальных судей дел по правонарушениям в области дорожного движения более 70 процентов.
В Мосгорсуде корреспонденту "РГ" подтвердили, что показаниям инспекторов ГИБДД суд, естественно, доверяет чаще. Они должностные лица, находящиеся при выполнении служебных обязанностей. И несут серьезную ответственность за неправильные показания.
Но шофер, защищающий себя правовыми методами, вызывает у суда уважение. Несогласие с протоколом (лучше в письменной форме), происшествия совершения ДТП, подкрепленные показаниями собственных свидетелей, активное роль в судебном заседании - все это может окончиться победой водителя и возвращением прав.
Как пример грамотной защиты водителя в Мосгорсуде привели вот такое дело. На пригородной дороге шофер на автомобиле "Мицубиси" сделал обгон с выездом на встречную полосу. Как раз в зоне деяния знака "Обгон запрещен". Инспекторы зафиксировали правонарушение и направили материал мировому судье. Шофер доказывал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, потому что в том месте, где он выехал на встречку, была прерывающаяся линия разметки. Мировой судья его аргументы не принял и лишил прав на 4 месяца. Преображенский суд столицы оставил это постановление в силе. Тогда шофер обратился с надзорной жалобой в Мосгорсуд. Проверив материалы, судья установил, что на схеме, составленной сотрудниками ГИБДД, видно: на дороге, где двигался автомобиль, имеется прерывающаяся линия разметки. Также установлен знак "Обгон запрещен". Но без указания зоны его деяния. Такое сочетание знака и разметки, по мнению судьи надзорной инстанции, входит в противоречие и не позволяет водителю безошибочно отыскать порядок проезда на этом участке дороги.
- Резоны заявителя нашли свое отражение, - заявили в пресс-службе Мосгорсуда. - И незаконное постановление было отменено. Создание по делу в связи с отсутствием состава правонарушения было прекращено. Водителю вернули удостоверение.
Без вины виноватыми водители могут оказаться по вине дорожных служб. К , на Вагоноремонтной улице в Москве в прошедшем году было скооперировано одностороннее движение, а двойную сплошную никто не стер. В Конечном Итоге около 3 тысяч водителей лишились прав. А суды до сих пор разбираются со всеми обжалованиями.
Разъяснение
Как водителю отстоять свою невиновность в суде? Поначалу заручиться поддержкой свидетелей. Ими могут быть любые прохожие или водители, видевшие ДТП из проезжавших мимо машин. Лучше получить от их слету на месте адреса и телефоны.
Рекомендуется все снимать на фотоаппарат, а лучше на камеру. Для этого стопроцентно подойдет и съемка с мобильного телефона. При съемке места трагедии особенное внимание обратите на соответствие знаков и разметки. Необходимо также снять место остановки вашей машины. Лучше, чтобы в кадр попали и милиционеры с их автомобилем - с читаемыми номерами.
Нередко суды отказываются принимать фото, сделанные цифровыми камерами. Поэтому на всякий случай возите с собой в бардачке обыденный пленочный фотоаппарат.
Очередной совет - от контрольно-профилактического отдела департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Рф. Ни одной строки в протоколе не должно быть незаполненной. Все пустоты вычеркивайте. У свидетелей и понятых должны быть внесены в протокол их личные данные. Если в момент совершения процессуальных действий вы не видели понятых, то впишите в протокол соответствующее заявление.
В последнем случае необходимо докладывать о противоправных действиях сотрудника либо по телефону доверия, который должен быть указан на патрульном автомобиле, либо по "02".
Инициатива
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил реформировать институт глобальных судей при рассмотрении водительских дел.
Омбудсмен считает необходимым ввести в такой трибунал городского обвинителя. В противном случае сам судья становится обвиняющей стороной и гражданину выиграть процесс в суде практически нереально. Предлагаемые меры поначалу коснутся водителей: фактически половина административных дел в РФ передается в суды из ГИБДД.
Владимир Лукин заявил, что отсутствие обвинения в процессе слушаний у мирового судьи превращает "административное правосудие в репрессивный механизм, позволяющий быстро и отлично реализовывать преследование людей по собственному произволу". На Данный Момент при рассмотрении таких дел сторонами в суде являются только суд и обвиняемый (или его защитник).
Для решения трудности омбудсмен предлагает приготовить административно-процессуальный кодекс (аналогичный Уголовно-процессуальному), в ом были бы прописаны соответствующие требования к судебному процессу. Владимир Лукин желает инициировать слушания в Госдуме. По его мнению, должен узаконен элемент состязательности меж защитой и обвинением.
Миропонимание
В то же время заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Рф Владимир Кузин считает, что не нужно усложнять законодательство.
- Смысл административного судопроизводства как раз в ускоренном рассмотрении дел, а не в затягивании, - уверен Кузин. - Время от для подтверждения представленных в протоколе данных служащих ГИБДД приглашают в суды в качестве свидетелей. А то, что решения выносятся в конечном не в пользу водителей, связано с их нежеланием или неумением предоставлять в суде доказательства своей невиновности.
На денька правоприменитель в лице инспектора не имеет статуса в судебном разбирательстве. Судья сам назначает ему статус свидетеля. Мы в свое время предлагали ввести для правоприменителя свой собственный статус, чтобы у инспектора были такие же права в суде, как у свидетеля, подсудимого или потерпевшего. Чтобы он также имел право оспорить решение суда, если сочтет его не подходящим тяжести нарушения. Владимир Федосенко, rg.ru
ремонт автомобиля