«ГОЛУБОЙ ОГОНЕК»
«ГОЛУБОЙ ОГОНЕК»
Так чем все-таки так притягателен голубой свет?
Краса – Ужасная СИЛА!
Сейчас для декорации автомобиля разрешено использовать хоть какой подручный материал. Хочешь – плексигласовый набалдашник на рычаг переключения передач, обязательно с пластмассовой розочкой снутри, хочешь – древесный руль на «копейку». А чего стоит веселенькая бахрома по периметру заднего стекла, срезанная с 5 вымпелов «Ударнику пятилетки»? С развитием малого предпринимательства в ход пошли наклейки «турбо», призывы «не обгоняй – грустно!» и знаки с неблагопристойными профилями. Но все эти милые шалости – ноль без палочки по сопоставлению с габаритными лампочками нежно-голубого колера! Посмотришь – мило и по-домашнему, ну и стоимость по кармашку даже тем, кто во различных опросах числится как «временно неработающий».
Торговец наиблежайшего к редакции магазина автозапчастей сказал нам, что одна такая лампочка стоит 60–70 рублей, но, к огорчению, «сейчас таких в продаже нет – разобрали: большой спрос на их!» Разъяснить причину ажиотажа он не сумел. И мы решили сами опросить столичных водителей.
Итак, обыденный столичный вечер после трудового денька, Садовое кольцо. Совместно с инспекторами 6-го отдела ДПС ГУВД Москвы мы «отлавливаем» «голубых» (в авто смысле этого слова).
КРАСКИ НЕ БЫЛО ДРУГОЙ,Поэтому И ГОЛУБОЙ…
Не прошло и 10 минут, как прямо на нас выехала голубая «пятерка». Мать дорогая, вот это аппарат! Две желтоватые полосы по всему кузову с обилием наклеек, выделяющих его принадлежность к миру формулы 1. Венчают законченный вид «пожирателя автострад» голубые лампочки заместо «габаритов». За рулем аппарата – парень внезапно интеллигентного вида.
Для начала инспекторы инспектируют документы (все в порядке!), позже наступает мой черед: «Простите, а для чего вы поставили голубые лампочки?» Юноша длительно мнется, закатывает глаза ввысь, до того как вымолвить: «Наверное, для красоты». Что ж, у каждого о ней свое понятие. Древнейшие викинги рога на шлемах носили, а современные папуасы в уши здоровые кости втыкают… Видимо, парень прочел все это в моих очах и начал убеждать, что вообще-то у него установлены не лампочки, а светодиоды, а «они потребляют приметно меньше электроэнергии». Наверняка, так как голубые. Хорошо, так и запишем.
Последующим «голубым» был шофер «четверки», мужик средних лет. Он почему-либо на вопрос о цвете «габаритов» стал оправдываться: «Это не моя машина, а младшего брата; моя сломалась, вот и пришлось сесть за руль «четверки»… а сам я вытерпеть не могу ни глухой тонировки, ни голубых лампочек!» Что ж, оправдания принимаются!
Через пару минут, немного померзнув, останавливаем черную «Волгу». Противотуманки светят как положено, зато главные – игриво расцвечены голубым. «Ой, а что, нельзя с голубыми лампочками? А мы и не знали!» – отвечают шофер и пассажир чуть не в один глас. Пока инспектор ДПС с укоризной разъясняет, почему нельзя, шофер вдруг «вспомнил»: «Мы такую на заводе приобрели!» Итак вот, оказывается, кто ввел в стране эту подозрительную моду на голубые «габариты» – газовцы! Инкриминировать автостроителей из Нижнего в таком необычном и совсем не поддающемся объяснению нарушении ГОСТа мы не собираемся, но вообще-то это по-русски: «Это не я, это Вася!»
Меж тем транПодвесканый поток все усиливается, и в нем то и дело мерцают «голубые». Вот еще одна темная «Волга» – натуральный «летучий голландец»! В мгле еле-еле пробивается слабенький голубий свет «габаритов» – если б не фонари на улице, машина совсем соединилась бы с асфальтом. «А я не знаю ничего», – на обычный уже вопрос отвечает шофер, дядечка, что именуется, в возрасте. «Машина автобазы, я на ней только работаю. Механик выпустил на линию – означает, исправна». – «Так вас же вообщем на дороге не видно!» – «Я-то всех вижу, а если что – спрашивайте с автобазы!» Да, вот это спокойствие… Наверняка, в армии танкистом служил – ничего не опасается!
Еще минут через 10 тормозим веселенькую такую «девяносто девятую». Оказывается, она не просто так, а «при исполнении». «Боевая раскраска», видимо, чтоб издалека лицезрели – таможенник едет!
В тот вечер мне никто так толком и не смог разъяснить, для чего все-же было надо поменять штатные лампочки на голубые. За вечер мы услышали бессчетные варианты на тему: «я уже такую купил», «в магазине других не было» и, в конце концов, «сейчас мода такая». Мода модой, но все как один остановленные нами «голубые» пробовали именовать зачинателем установки новых лампочек кого-либо другого, но не себя – брата, начальника, завод-изготовитель… Что все-таки это за мода такая, которой следуют, но при всем этом жутко смущяются?
Окончил картину нашего вечернего дежурства серебристый «Ниссан» с красноватыми дипломатичными номерами (!) и голубыми «габаритами». Судя по цифрам номерного знака, автомобиль принадлежал посольству Аргентины. Любопытно, а у их по Буэнос-Айресу можно разъезжать в таком виде?
А НАМ ВСЕ РАВНО…
Как биться с таким странноватым поветрием? Конкретного ответа у меня нет. С позиций закона штраф либо предупреждение – максимум, чем может наказать их сотрудник ДПС. Но что-то мы не слышали даже о таких попытках. Знакомый инспектор на мой доверчивый вопрос, почему же не останавливают, не наказывают, от всей души опешил: «Да ты что, с Луны упал? Не видишь, что на дорогах твориться? Не успеваешь всех, кто на «красный» пролетает, приостановить, а здесь какие-то «голубые»… Нравится так – пусть ездят, им самим хуже». По сути ужаснее всем нам, а если ГАИ будет повсевременно закрывать глаза на «мелочи» – сумеет ли сотрудник узреть «крупное»? Не факт…
Так что все-таки делать? Как разъяснить «голубым» водителям, что у их развращено чувство красивого, что они провоцируют аварийные ситуации? Запретить в магазинах вести торговлю голубыми лампочками? Либо ликовать тому, что не появилась в стране мода носить каску с рогами и здоровые кости в ушах?..
КОММЕНТАРИЙ ГАИ
ДМИТРИЙ МИТРОШИН,
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА
НИЦ ДОБДД МВД РФ
Лампы голубого цвета в габаритных огнях никак не настолько безвредны, как кажется на 1-ый взор. Основное тут – наименьшая по сопоставлению с обыкновенными лампами яркость. Это означает, что другие участники движения найдут такое транПодвесканое средство еще позднее, чем просит Законодательство. Не будем сбрасывать со счетов и небезопасные «забавы» неких: желая дольше покрасоваться голубыми огоньками, они до последнего не включают ближний свет. Каково, выходя на неосвещенной дороге на обгон, вдруг натолкнуться на такового «голубоглазого» кретина?
С правовой точки зрения установка голубых ламп тоже недопустима. Техосмотр с таковой «красотой» не пройдешь – согласно ГОСТ 8769–75 «Приборы наружные световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, размещение, цвет, углы видимости», цвет фронтальных габаритных фонарей, равно как фар близкого и далекого света, должен быть белоснежным.
Если некий грамотей сходу после техосмотра заместо белоснежных опять поставит голубые лампы, пусть не обольщается: сотрудники ГИБДД могут привлечь «голубоглазого» к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – управление транПодвесканым средством при наличии дефектов либо критерий, при которых в согласовании с «Основными положениями по допуску транПодвесканых средств к эксплуатации и обязательствами должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» эксплуатация транПодвесканого средства запрещена. Напомню тем, кто экзамены сдавал издавна: пункт 3.1 приложения к Главным положениям воспрещает начинать движение, если «количество, тип, цвет, размещение и режим работы наружных световых устройств не соответствует требованиям конструкции транПодвесканого средства». Меж тем ни один автоконцерн, даже самый «экзотический», не выпускает авто с голубыми габаритными огнями.
Наказание, правда, очень некординально: предупреждение либо 50 рублей штрафа. Важнее другое: стоимость такому доморощенному «тюнингу» может быть несравненно выше – лобовое столкновение с авто, шофер которого впору не увидел голубые огоньки.