ТРЕВОЖНОЕ ПЯТНО
ТРЕВОЖНОЕ ПЯТНО
Как оказывает влияние дорожная реклама на водителей? Корреспонденты «За рулем» направились по улицам городка совместно с экспертом-психологом, чтоб оценить воздействие маркетингового калейдоскопа.
ЗАНУДНЫЕ Рисунки
12.00. Выезжаем из редакции, чтоб совершить очень нередкий при наших рейдах «круг почета» по столичному Садовому кольцу. На Сухаревской площади фотокор вскидывает камеру. Отвлекаюсь на его движение – ранее на маркетинговые объявления не реагировал, считал, что, если я за рулем, некий рекламой меня не отвлечешь.
Такую мою позицию разъясняет кандидат психических наук Ольга Савина: «Производители внешней рекламы сначала рассчитывают на пассажиров, а не на активных участников движения». В то же время полноправная его часть – пешеходы для рекламодателей вообщем не мотивированная аудитория. Все же случается созидать уставившегося на маркетинговый щит провинциала прямо на переходе «зебра». Ему сигналят – он не отрывается от рекламы.
– Человек устроен так, – заносит ясность психолог, – что его сознание способно стремительно уяснить информацию. Но интенсивно реагирует он на нее исключительно в 1-ый раз. Вот тогда он подвержен всем стадиям рекламно-информационного воздействия. На тот же маркетинговый щит, каким бы броским он ни был, в предстоящем уже отвлекается не так. Информация с него еще ранее «считана» вашим сознанием.
САМОЕ Принципиальное – Маленьким ШРИФТОМ
12.45. Въезжаем в тоннель под площадью Маяковского. Над головой, под указателями – «самореклама» ГИБДД. Не успеваю прочитать, к чему призывают гаишники – очень уж маленький шрифт (в особенности по сопоставлению с рекламой кофе по соседству), но фотокор помогает: «Написано, что несоблюдение правил – причина ДТП». Принципиальная информация при заезде в тоннель!
– Вы напрасно иронизируете, – пробует оставаться суровой наш психолог. – Вот попытайтесь отыскать на данный момент поворот на улицу Красина. Только резвее ориентируйтесь – он рядом.
Уходим в правый ряд, снижаем скорость. В четыре глаза пытаемся прочесть маленькие буковкы на столбах со стрелочками. Эксперт, видя наши мучения, дает подсказку:
– Это – 1-ый поворот вправо.
Так и есть. Только заглавие улицы накрепко замаскировано под указателями с рекламой 3-х компаний, находящихся кое-где вблизи. Не будь «штурмана», пропархал бы этот поворот и не увидел.
Движок В ДВИЖЕНИИ
13.05. Внезапно попадаем в некий мере нештатную ситуацию. На Новинском бульваре пробую перестроиться на лево, чтоб уйти в тоннель под Новым Арбатом. Но меня чуток было не кидает в объятия ДТП ослепительная ухмылка девушки с красноватой кружкой кофе. Здоровый щит закреплен на борту «Газели», которая лихо вписывается в поток. От неожиданности отворачиваю и чуть не влетаю в… рекламу турфирмы, призывающей все кинуть и отправиться на Кипр. Она намалевана на борту троллейбуса. Притормаживаю, пропуская «рогатого» в тоннель. Рекламоносители расслабленно катят впереди – борт о борт.
НЕ СМОТРИТЕ В Телек!
14.50. Сворачиваем в центр. На Маросейке, в 500 метрах от Кремля, плотное движение в две полосы. Из примыкающих переулков в поток то и дело пробуют втиснуться авто. И нужно же было повесить конкретно тут здоровый плазмотрон! Хотя нужнее очевидно светофор: ползущая улиткой пробка, которую лихачи так и норовят объехать по встречной, а там то троллейбус, то «государевы Разное» с «мигалками», да еще дорогу так и норовят перебежать пешеходы! А над всем этим экран призывает что-то приобрести, за кого-либо проголосовать.
16.00. Фотограф разбирает аппаратуру, эксперт просматривает свои заметки. Пробую прокрутить в голове эпизоды рейда. Заморила ли реклама?
– А вы поймете это только вечерком, – «ободряет» меня Ольга Савина. – За эти четыре часа ваш мозг получил массу инфы. Оценить и проанализировать все он не в состоянии. Но вечерком, когда поедете домой, «богатство» рекламоносителей снова навалится на вас…
Что из того, что негативное воздействие рекламы на Законодательство движения не тревожит городские власти. Доехать бы по правилам, как и призывает реклама ГИБДД. Вывешенная, кстати, в том месте, где шофер вообще-то должен очень сосредоточиться.
ПРИБЫЛЬ ДАВИТ НА ЗАКОН
Сотрудники ГИБДД, «отвечающие» за Садовое кольцо, поделились с нами, что они не в состоянии как-то регулировать установку внешней рекламы. Нет и статистики, на базе которой можно сделать выводы о воздействии рекламы на число ДТП. Но есть ведь опыт… Более того, инспекторы, производящие «разбор полетов», как бы должны, составляя протокол, вносить «рекламное воздействие» в графу «внешние условия появления ДТП». Вместе с видимостью, дождиком, гололедом, темным либо светлым временем суток. Но – не делают этого. Почему?
Возможно, по той же причине, что не работают бессчетные постановления (а именно – столичного правительства) об усилении контроля за размещением рекламы.
Оказывается, для дорог в различных частях Москвы приняты дифференцированные характеристики размещения рекламы. На Садовом кольце, где проходил рейд ЗР, маркетинговые щиты должны находиться не поближе чем в 60 метрах друг от друга и от дорожных символов. Реклама на столбах должна располагаться соответственно в 25 м от примыкающей рекламы и тех же символов. Если учитывать, что, по словам служащих ГИБДД, на Садовом на данный момент установлено более 1000 дорожных символов, то по закону минимум 2/3 (!) маркетинговых щитов и плакатов тут подлежит демонтажу.
Требованиям закона и его исполнителям – сотрудникам ГИБДД противоборствует маркетинговое лобби, защищающее интересы бизнеса, который получает миллионные баксовые прибыли. О чем тут гласить, если за время деяния постановлений, регулирующих размещение щитов, экранов и «перетяжек», на Садовом демонтированы… 3 (ТРИ!) маркетинговых щита.
«Бывает, рекламодатели понимают, что их щит мешает обзору, и соглашаются передвинуть его на несколько метров. Но были случаи, когда реклама заслоняла сигналы светофора, тогда и маркетологи предлагали оплатить перенос светофора, но только не трогать щит с этого места!» – делились историями из собственной практики сотрудники ГИБДД… Потому что – Законодательство либо реклама?
Фото: Александр Батыру