Техника езды по скользкой дороге. Внесет либо пронесет?
Техника езды по скользкой дороге. Внесет либо пронесет?
Это ваше 1-ое торможение на льду. Внесло? Скользко? Что делать? Стремительно крутите руль в сторону заноса! Да не так, уже запоздали. Я сам сколько лет за рулем, в гонках по льду участвовал, но по первому снежку предпочитаю ехать крадучись, осторожно. Тормозну и смотрю, что из этого вышло, пробую сцепление шин с дорогой. И вам советую поступать так же, в особенности если это ваш 1-ый зимний сезон за рулем. Итак – что делать, когда внесет, а внесет вас непременно!
Обучайтесь Стимулировать
Ваша 1-ая провокация скольжения – торможение. Разумеется, пробовать дорогу нужно на маленький скорости и так, чтоб не сделать помех едущим сзади. Слышите шипение шин, а замедления не ощущается? Означает под колесами лед. Поздравляю! Это ваше 1-ое скольжение.
Чтоб автомобиль на таком скользком покрытии не вышел из-под контроля, вести его нужно очень аккуратненько, очень снизив скорость, как советуют правила дорожного движения и учебники по вождению. Неуж-то в арсенале водителя только это противоядие? Четких советов, на каком покрытии какая скорость окажется неопасной и для какого транПодвесканого средства, просто не существует! В какой-то момент «вдруг занесет» и что тогда? Чтоб не допустить небезопасного вальсирования на льду, необходимо уметь прерывать его «на первых тактах». А для этого – сначала научиться моделировать скольжение шин, другими словами искусственно вызывать занос либо снос. Да, да! Если вы уверенно их провоцируете, то можете настолько же уверенно закончить. И это умение не дано водителям выше, его развивают тренировками – очевидно, на закрытой площадке. Вся сложность в том, что скользят авто по-разному.
КАЖДОМУ СКОЛЬЖЕНИЮ – СВОЕ РУЛЕНИЕ
Определимся с терминологией: снос – это скольжение фронтальной оси, а занос – задней. Чтоб их усмирить, необходимо действовать по точному методу, в согласовании с типом привода данного автомобиля. Но в любом случае, если вы желаете закончить занос либо уменьшить его угол, – стремительно, но не резко, поверните руль в сторону заноса и здесь же верните его в положение «прямо». Если 1-го движения рулем не достаточно, здесь же повторите его, но уже с наименьшим углом. Главное – не дожидаться ответной реакции автомобиля, по другому упустите время и он войдет в ритмический занос. Это и есть часто встречающаяся ошибка – когда шофер, почувствовав скольжение задней оси, медлительно поворачивает руль в сторону заноса и ожидает.
Еще пример: шофер резко на большой угол крутнул баранку, скажем, на лево, и здесь же правое фронтальное колесо получило дополнительную нагрузку. А при увеличении нагрузки на шину ее сцепление с дорогой поначалу вырастает, а потом в один момент падает до нуля, в особенности на снегу либо льду. Вот машина и заскользила прочь с дороги, не слушаясь вывернутых фронтальных колес. Это уже обычный снос. Понятно, почему так выходит? Шофер не сумел отыскать с автомобилем общего языка и востребовал того, что он не способен выполнить на скользком покрытии.
Делаем вывод: выезжать на зимнюю дорогу, покрытую льдом, лучше после цикла занятий на закрытой площадке. А на всераспространенный вопрос, какой автомобиль безопаснее в гололед – с фронтальным либо задним приводом, ответ максимально прост. На зимней дороге более неопасным окажется автомобиль с хоть каким типом привода – при условии, что им управляет шофер, умеющий стимулировать занос и снос осей. Ну а может, все-же шофер, умеющий прекращать скольжение? Справедливо! Но все таки если вы научитесь преднамеренно переводить машину в скольжение, то и возникшее в один момент почувствуете на мгновение ранее. И это очень принципиально, так как даст вам возможность действовать на опережение, другими словами реагировать заранее.
РЕАГИРУЙТЕ Заблаговременно
Возьмите обыденный стул и попытайтесь балансировать им, поставив одну из его ножек на ладонь. Если станете ожидать, пока стул очень накренится, и резким движением в ту же сторону попытаетесь вернуть равновесие – вытянутой руки может и не хватить. Сейчас несколько стремительных шагов в ту сторону, куда накреняется стул! Не успели? А сейчас попробуем по-другому. Делайте ладонью нередкие движения с малеханькой амплитудой. Стул и не задумывается заваливаться в сторону. Правильно! Вы заблаговременно парируете его желание свалиться, упреждаете развитие ситуации – словом, держите ее под контролем. Конкретно так, с опережением следует действовать водителю в экстремальных ситуациях на скользком покрытии.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
ДЛЯ Фронтального И ЗАДНЕГО ПРИВОДА
Провоцируем занос ручным тормозом. Тут принципиально ощутить скольжение задней оси и среагировать – верно и стремительно. Начните движение по окружности радиусом 20–25 метров и, плавненько наращивая скорость, подведите машину к грани скольжения. Сейчас зафиксируйте и положение педали акселератора. Нажмите и удерживайте кнопку ручника, дерните ввысь его рычаг и здесь же опустите (на заднеприводном автомобиле это делается с выжатым сцеплением). Уместно поручить работу ручником ассистенту – тогда вам не придется крутить руль одной рукою. Как ручник перекроет задние колеса, начнется занос, который вы здесь же почувствуете по скольжению задней оси. Сразу уверенным и точным движением руля в сторону заноса «поймайте» автомобиль (при всем этом на переднеприводном сбрасывать газ не надо). Не дожидаясь ответной реакции на ваши деяния, поверните руль назад – машина начнет выправляться. Возвратитесь на вашу воображаемую окружность и повторите все опять. Запомните: чем резвее (но не резче!) вы повернете руль в сторону заноса и назад, тем резвее автомобиль среагирует и начнет выходить из заноса. Снова подчеркну – руль нужно сразу возвращать в начальное положение. Опоздав практически на долю секунды, вы раскачаете автомобиль. Завершится это разворотом. На площадке – не жутко, а вот вальсировать на дороге – очень опасное занятие.
Последующая задачка – спровоцировать снос фронтальной оси и восполнить его.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ДЛЯ Фронтального ПРИВОДА (рис. 1)
Рис. 1. Один из методов оборвать снос переднеприводного автомобиля – прикрыть газ. Двигайтесь по той же окружности, зафиксировав руль, плавненько наращивайте скорость (позиция 1). Как начнется снос фронтальной оси, машина заскользит наружу, распрямляя линию движения поворота (позиция 2). Не меняя положения управляющего колеса, убавьте газ (позиция 3 – не кидайте педаль стопроцентно, только приотпустите ее). Скольжение закончится, и автомобиль продолжит движение в данном направлении (позиция 4). Повторите все поначалу. Движение по окружности получится извилистым – такая специфичность фронтального привода.
Если перейти на окружность большего радиуса, снос начнется на более высочайшей скорости. Тут ситуация может поменяться – под сброс газа начнет развиваться занос задней оси. Не пугайтесь, это очередной метод побороть снос фронтальной – перевести его в занос задней и восполнить, как в упражнении 1, не забыв опять добавить газ (не в пол, а только так, чтоб автомобиль не тормозил движком). Если площадка невелика и достигнуть подходящей скорости не удается, тренировать перевод из сноса в занос можно забросом задка ручным тормозом.
УПРАЖНЕНИЕ 3.
ДЛЯ ЗАДНЕГО ПРИВОДА (рис. 2)
Рис. 2. Автомобиль традиционной сборки выводится из сноса… переводом в занос! Наращивайте скорость, двигаясь по окружности. Почувствуйте снос фронтальной оси по тому, как машина перестает слушаться руля (позиция 1)! Если в этой ситуации стукнуть по тормозам (как, как досадно бы это не звучало, поступают многие водители), машина сразу выпрямит линию движения. На площадке это не небезопасно, а на дороге чревато вылетом в кювет либо выездом на полосу встречного движения. Как одолеть снос? Во всяком случае, не тормозить, а перевести его в занос (позиция 2)! Каким образом? Сорвать задок ручным тормозом. Занос задней оси можно спровоцировать и прибавлением газа (резкая подача и здесь же сброс). Выход из скольжения, как в упражнении 1 (позиции 3, 4).