Торможение на зимних дорогах Влажный ужаснее ледяного
Ситуация, мягко говоря, противная: жмешь на тормоз изо всех сил, а автомобиль фактически не замедляется... Наточенными чувствами делится Денис Арутюнян. Фото Константина Якубова и Жору Садкова.
Каждый год с пришествием холодов мы жалуемся: снова дороги залили этой... мерзостью! Противогололедные реагенты оседают мутной пленкой на ветровом стекле, оставляют грязные разводы на кузове. Ну и на одежке и обуви после контакта с «химией» остаются неухоженные пятна. А еще в снежные деньки чертовски вырастает число аварий. Как зимние условия оказывают влияние на тормозной путь? Какая дорога опаснее? Вооружившись проф аппаратурой, мы выехали на январские дороги Москвы и Подмосковья.
ЧТО ЛЬЕМ?
До 1994 года в Москве, как и в других регионах Рф, для борьбы со снегом и льдом на дорогах использовали смесь песка и технической соли (NaCl). Минусы – забитые песком водостоки и изъеденные солью кузова машин. С конца 1990-х в столице используют в главном консистенции на базе хлорида кальция (CaCl2) либо хлорида магния (MgCl2) с добавлением модификаторов, снижающих коррозионную активность реагентов. Уже пару лет коммунальные службы пробуют перейти на более современные препараты на базе солей органических кислот – уксусной (к примеру, ацетат аммония CH3COONH4) либо муравьиной (формиаты натрия и калия: NaCOOH, КСOОH). Эти соединения наименее агрессивны, с течением времени распадаются, не накапливаясь в почве и воде. Но, как говорят, обильному применению таких реагентов мешает высочайшая стоимость.
ЛЕД ПОД Узким СЛОЕМ СНЕГА – 71,57 м (70,02–73,12 м)
Динамометрическая дорога полигона покрыта узким ровненьким слоем льда, немного припорошенного снегом. Разгон до 80 км/ч (обычная для пригородов – ну и для городка – скорость), удар по педали... Обутый в новые шипованные шины «КИА-Подвескаидж» ожесточенно стрекочет Абс, малость рыскает, но в целом предсказуем. Итог не изумил – чуток больше 70 м. Серия повторных заездов подтвердила: тормозной путь на льду – от 70,02 до 73,12 м.
УКАТАННЫЙ СНЕГ– 63,72 м (62,55–64,88 м)
Отдышавшись, приступаем ко второму шагу. Сейчас под колесами укатанный, плотный снег, за бортом те же –8?С. После первой же пробы разумеется: тут можно тормозить с большей уверенностью – руль меньше рвется из рук, ну и тормознула машина, похоже, резвее. Измерительная аппаратура под- говорила: «Подвескаидж» проехал неполных 64 м. Еще несколько заездов. Разброс – от 62,55 до 64,88 м. Итак, зимник освоили. Поедем к «печке».
СНЕЖНО-СОЛЯНАЯ КАША РАЗЛИЧНОЙ Смеси – 49,24 м (47,62–50,85 м)
На свободной подмосковной дороге пролысины мокроватого, но практически незапятнанного асфальта сменяются нашлепками коричневой снежной каши: тут со льдом борются по старинке – посыпая песком и солью. Грязный снег лежит неравномерно, означает, разброс результатов будет больше и, может быть, не уложится в пределы погрешности. Так и есть: на остановку с 80 км/ч на песочно-соляном покрытии потребовалось минимум 47,62 м, наибольший путь – 50,85 м. К тому же получил порцию противных чувств: машина приметно рыскает, ее труднее удержать в данном коридоре даже на прямой.
Влажный АСФАЛЬТ (УЛИЦЫ МОСКВЫ И МКАД) – 91,31 м (89,84–92,77 м)
Очередной номер программки: торможение при –10?С на очень влажной (разумеется, щедро политой реагентами) МКАД, где разрешенная скорость, напомню, 100 км/ч. Отчаянно стрекоча тормозами, машина, кажется, практически не замедляется. В конце концов остановившись, выдохнул и посмотрел на прибор: практически 90 м! Очевидно, сырая, блестящая в свете фонарей дорога и тут неоднородна. Но новые пробы оптимизма не добавляют: 89,84 м и, в конце концов... 92,77 м! На льду машина останавливалась приметно резвее.
СУХОЙ АСФАЛЬТ – 35,27 м (34,10–36,43 м)
Спустя пару дней (точнее, ночей) приехал на тот же участок столичной кольцевой, но уже подсохший. Так и есть: «Подвескаидж» сумел тормознуть через 34,10–36,43 м. Что и требовалось обосновать!
Естественно, без лабораторных экспертиз категорически утверждать, что московские реагенты делают дороги еще опаснее, неправильно. Да и третировать приобретенными плодами нельзя. Хотя бы поэтому, что они подтвердили как бы известную, но иногда забываемую правду: зимние дороги небезопасны не только лишь снегом и льдом, да и неоднородностью покрытия. Необходимо быть готовым к тому, что тормозной путь зависит даже от того, в каком ряду вы едете – в основном накатанном либо в наименьшей.
Ну а к реагентам, как минимум, есть вопросы. Тыщи л. вылитой на асфальт жижи – очевидно не панацея от всех дорожных бед. Об этом не следует забывать нам, водителям. А неплохо бы и тем, кто отвечает за дороги...
Можно нескончаемо припоминать: зимние дороги требуют особенного внимания и выдержки. Но куда эффективнее, видимо, предупредить: на обыкновенном, казалось бы, асфальте автомобиль может тормознуть на 50 (!) м далее, чем вы ждали. г.
ЧТО ЛЬЕМ?
До 1994 года в Москве, как и в других регионах Рф, для борьбы со снегом и льдом на дорогах использовали смесь песка и технической соли (NaCl). Минусы – забитые песком водостоки и изъеденные солью кузова машин. С конца 1990-х в столице используют в главном консистенции на базе хлорида кальция (CaCl2) либо хлорида магния (MgCl2) с добавлением модификаторов, снижающих коррозионную активность реагентов. Уже пару лет коммунальные службы пробуют перейти на более современные препараты на базе солей органических кислот – уксусной (к примеру, ацетат аммония CH3COONH4) либо муравьиной (формиаты натрия и калия: NaCOOH, КСOОH). Эти соединения наименее агрессивны, с течением времени распадаются, не накапливаясь в почве и воде. Но, как говорят, обильному применению таких реагентов мешает высочайшая стоимость.
ЛЕД ПОД Узким СЛОЕМ СНЕГА – 71,57 м (70,02–73,12 м)
Динамометрическая дорога полигона покрыта узким ровненьким слоем льда, немного припорошенного снегом. Разгон до 80 км/ч (обычная для пригородов – ну и для городка – скорость), удар по педали... Обутый в новые шипованные шины «КИА-Подвескаидж» ожесточенно стрекочет Абс, малость рыскает, но в целом предсказуем. Итог не изумил – чуток больше 70 м. Серия повторных заездов подтвердила: тормозной путь на льду – от 70,02 до 73,12 м.
УКАТАННЫЙ СНЕГ– 63,72 м (62,55–64,88 м)
Отдышавшись, приступаем ко второму шагу. Сейчас под колесами укатанный, плотный снег, за бортом те же –8?С. После первой же пробы разумеется: тут можно тормозить с большей уверенностью – руль меньше рвется из рук, ну и тормознула машина, похоже, резвее. Измерительная аппаратура под- говорила: «Подвескаидж» проехал неполных 64 м. Еще несколько заездов. Разброс – от 62,55 до 64,88 м. Итак, зимник освоили. Поедем к «печке».
СНЕЖНО-СОЛЯНАЯ КАША РАЗЛИЧНОЙ Смеси – 49,24 м (47,62–50,85 м)
На свободной подмосковной дороге пролысины мокроватого, но практически незапятнанного асфальта сменяются нашлепками коричневой снежной каши: тут со льдом борются по старинке – посыпая песком и солью. Грязный снег лежит неравномерно, означает, разброс результатов будет больше и, может быть, не уложится в пределы погрешности. Так и есть: на остановку с 80 км/ч на песочно-соляном покрытии потребовалось минимум 47,62 м, наибольший путь – 50,85 м. К тому же получил порцию противных чувств: машина приметно рыскает, ее труднее удержать в данном коридоре даже на прямой.
Влажный АСФАЛЬТ (УЛИЦЫ МОСКВЫ И МКАД) – 91,31 м (89,84–92,77 м)
Очередной номер программки: торможение при –10?С на очень влажной (разумеется, щедро политой реагентами) МКАД, где разрешенная скорость, напомню, 100 км/ч. Отчаянно стрекоча тормозами, машина, кажется, практически не замедляется. В конце концов остановившись, выдохнул и посмотрел на прибор: практически 90 м! Очевидно, сырая, блестящая в свете фонарей дорога и тут неоднородна. Но новые пробы оптимизма не добавляют: 89,84 м и, в конце концов... 92,77 м! На льду машина останавливалась приметно резвее.
СУХОЙ АСФАЛЬТ – 35,27 м (34,10–36,43 м)
Спустя пару дней (точнее, ночей) приехал на тот же участок столичной кольцевой, но уже подсохший. Так и есть: «Подвескаидж» сумел тормознуть через 34,10–36,43 м. Что и требовалось обосновать!
Естественно, без лабораторных экспертиз категорически утверждать, что московские реагенты делают дороги еще опаснее, неправильно. Да и третировать приобретенными плодами нельзя. Хотя бы поэтому, что они подтвердили как бы известную, но иногда забываемую правду: зимние дороги небезопасны не только лишь снегом и льдом, да и неоднородностью покрытия. Необходимо быть готовым к тому, что тормозной путь зависит даже от того, в каком ряду вы едете – в основном накатанном либо в наименьшей.
Ну а к реагентам, как минимум, есть вопросы. Тыщи л. вылитой на асфальт жижи – очевидно не панацея от всех дорожных бед. Об этом не следует забывать нам, водителям. А неплохо бы и тем, кто отвечает за дороги...
Можно нескончаемо припоминать: зимние дороги требуют особенного внимания и выдержки. Но куда эффективнее, видимо, предупредить: на обыкновенном, казалось бы, асфальте автомобиль может тормознуть на 50 (!) м далее, чем вы ждали. г.