Слабеньких не лупят!
Слабеньких не лупят!
Спасительную одежку, смягчающую удар при встрече с машиной, пока не выдумали. Ну и согласитесь ли вы таскать на для себя дополнительную обузу? Поэтому-то и решили инженеры зайти с другой стороны – возложить обязанность защищать пешехода от автомобиля на... сам автомобиль.
СТРЕЛЬБА ПО КВАДРАТАМ
Первым получил наибольший балл по защите пешеходов «Ситроен-С6». При наезде на человека он приподнимает капот на 65 мм всего за 40 мс. По испытательной процедуре EuroNCAP, принятой в 2002 году, инспектируют не только лишь то, как неопасен автомобиль для экипажа, да и как он относится к беднягам, попавшим под колеса. Методику испытаний разрабатывали на базе реальных столкновений. Большая часть наездов происходят по одной схеме, которую можно поделить на два шага. Поначалу бампер машины лупит по ногам, потом подкошенный человек падает головой на капот либо ветровое стекло. Конкретно эти элементы кузова и подвергают кропотливой проверке.
Чтоб оценить Законодательство автомобиля при встрече с пешеходом, переднюю часть размечают по специальному шаблону на ячейки. Дюжина, расположенная на бампере, решетке радиатора, кромке капота, образует зоны удара по ногам. Еще 48 определяют места вероятного контакта головы пешехода с капотом, ветровым стеклом и рамкой. По расчерченным «мишеням» машину обстреливают особыми болванками, имитирующими голову и ноги (голени и ноги) пешехода. Удары наносят с той силой, с которой происходит реальное столкновение на скорости 40 км/ч. «Головы» и «ноги» напичканы датчиками, чьи сигналы собирает и обрабатывает компьютер. После испытаний любая ячейка получает индивидуальную оценку за Законодательство (для наглядности их выделяют на схеме определенным цветом), а по сумме автомобилю присуждают звезды (максимум – четыре).
ПРОЯВЛЕНИЕ МЯГКОСТИ
Наибольшая угроза для пешехода – не бампер либо капот, а сокрытые под ними агрегаты. Голова человека весит в районе 4 кг и при ударе на скорости 40 км/ч проминает «железо», как будто фольгу. Потому в современных машинах капот имеет минимум усилений, а спасительное место под ним стараются очень прирастить, в эталоне – сделать регулируемым. К примеру, как датчики на бампере фиксируют наезд на пешехода, механизм с пиропатроном приподнимает капот, увеличивая зазор до внутренних агрегатов. Один из первых автомобилей с таковой системой – «Ситроен-С6», получивший, кстати, наибольшие четыре звезды за защиту пешеходов в испытаниях EuroNCAP.
Как досадно бы это не звучало, в отличие от капота, отодвинуть бампер от жесткого кузова при столкновении не успеет никакая пиротехника – ведь он первым «встречает» пешехода. Делему решают, к примеру, применяя более покладистый пластик. В 2001 году «Хонда» представила «Сивик» с «мягким» передком. Исследования проявили, что возможность травм снизилась на 10%: итог испытаний – три звезды из 4 вероятных.
ВСЕ НА ЗАЩИТУ ПЕШЕХОДА
За последние пару лет авто стали намного добрее к попадающим под колеса. Больший прогресс у моделей бизнес-класса. Правда, почти во всем поэтому, что прошлые были в числе отстающих. К примеру, из 4 автомобилей выпуска 2002–2003 гг., прошедших горнило EuroNCAP, только СААБ 9-5 набрал две звезды, ну и то по устаревшей методике, действовавшей до января 2003-го. Другие – и того ужаснее.
По той же причине отлично виден прогресс среднего класса и мини-вэнов. Другие авто совершенствуются медлительнее, но размеренно (см. табл.). Пока, к огорчению, наибольшей опасностью остаются полноразмерные внедорожники. Сначала – из-за высочайшей фронтальной части, которая не «подсекает» пешехода, а лупит по туловищу. Малогабаритные «паркетники» поближе к легковым машинам, а поэтому не настолько небезопасны. Но, в общем, тенденция точная – чем новее машина, тем меньше вреда она причинит попавшему под колеса человеку.
По данным ООН, раз в год на дорогах планетки погибает 1,2 млн. человек, еще полмиллиона получают травмы. Числа огромные, потому организация даже приняла директиву: объявить каждое третье воскресенье Глобальным деньком памяти жертв дорожных аварий. Остается возлагать, что когда-нибудь «кровавое воскресенье» станет обыденным выходным, а попавшие в дорожные происшествия будут отделываться легким испугом.
«ШКОДА-СУПЕРБ» (2003)
Четыре года вспять стопроцентно провалила тест EuroNCAP. Итог – ноль баллов и, соответственно, ни одной звезды. Хотя за защиту пассажиров – четыре.
Пешеходный тест: 0 звезд
«СУЗУКИ-ГРАНД ВИТАРА» (2003)
Разработчики пообещали, что в машине последнего поколения будут учтены все ошибки предшественницы 2003 года. Ждем крэш-теста. А пока – ноль баллов. Показатель пассивной безопасности на среднем уровне – 3 звезды.
Пешеходный тест: 0 звезд
«ДЖИП-ГРАНД ЧЕРОКИ» (2005)
Знаменитый внедорожник дружелюбен к водителю и пассажирам (4 звезды за передний и боковой удары и 3 – за Законодательство малышей), но не к пешеходам. Конструкторам есть над чем работать.
Пешеходный тест: 0 звезд
«ФОЛЬКСВАГЕН-ГОЛЬФ» (2004)
Специалисты отметили неплохую защиту головы пешехода, но края капота и крыльев все таки опасны. За передний и боковой удары «Гольф» получил наибольшие 5 звезд.
Пешеходный тест: 3 звезды (19 баллов, 53%)
«СИТРОЕН-С4» (2004)
Очередной «пятизвездный» автомобиль за Законодательство пешеходов набрал 22 балла, что соответствует 3 звездам. Спецы EuroNCAP отметили мягенькую кромку капота, которая оградит малеханьких пешеходов от суровых травм.
Пешеходный тест: 3 звезды (22 балла, 61%)
«СИТРОЕН-С6» (2005)
1-ый и пока единственный набрал наибольшее количество звезд в пешеходном
тесте. В этом награда приподнимающегося во время удара капота. Другие характеристики хорошие: 5 звезд по защите пассажиров и 4 – за малышей.
Пешеходный тест: 4 звезды (28 баллов, 78%)