Вылет вне расписания
Вылет вне расписания
Активная фаза удара, 0,07 с с момента столкновения. Видны натянутые лямки ремней. Через сотые толики секунды РОДИЛСЯ В КИТАЕ, ПРОПИСАН В Рф
Этот «Лифан» собрали из машинокомплекта на заводе «Дервейс» в Черкесске. Уже в этом году тут планируют выпустить тыщу «лифанов», а в последующем – довести создание до 8–10 тыщ! Воплотить этот объем на нашем рынке взялась компания «Автомир», которая и явилась зачинателем экспансии китайской марки.
Тесты по безопасности, принятые в КНР, значительно отличаются от европейских. Сначала наименьшей скоростью в момент удара (50 км/ч против 56). Как-то управится российский «китаец» с европейскими нормами?
Идут последние изготовления – кисти рук водителя фиксируют на руле скотчем. Пассажир пристегнут и оттого спокоен. БОРТ 795
Пока идут последние изготовления, есть время быстро оценить качество русской сборки. Зазоры кузовных панелей невелики и равномерны. Изъянов расцветки не видно, как нет и складок на ковриках в салоне, «лишних» шурупов и пистонов, чем исконно грешат наши авто. Внешний облик не портят даже наклейки на кузове – перекрестья точек контроля деформации и бортовой номер испытуемого – 795.
Прозвучала команда «Старт». Пока «Лифан» набирал скорость, невольно подумалось о тяжкой судьбе манекенов. Удар, бац, лязг... Упаси бог услышать эти звуки в ином месте!
Пассажир до удара в лобовое стекло хорошо приложился о панель устройств, сломав «бардачок» и, вероятнее всего, нос и несколько зубов. Скорость столкновения составила 56,6 км/ч (норматив 56+1), но чуть автомобиль сложился, как лобовое стекло со стороны пассажира лопнуло и выгнулось соответствующим горбиком, что бывает при ударе в него головой. Дым от сработавших пиропатронов единственной подушки безопасности и преднатяжителей ремней развеялся, а худшие опаски, как досадно бы это не звучало, нет. Манекен-пассажир (до удара лысый) обрел маленькую «стрижку» в виде огромного количества осколков стекла на темечке. Его ремень расстегнулся в самый ответственный момент!
…замок пассажирского ремня не выдержит нагрузки, расстегнется и отпустит манекен в свободный полет – головой в лобовое стекло. Вобщем, водительскую дверь открыли без спецсредств, что вселило надежду на здравие хоть 1-го «пострадавшего в ДТП». Его подушка сработала на «отлично», чему свидетельство отпечаток физиономии ровно по центру купола. Ну и руль с педалями практически не посягнули на свободу места – перемещения первого составили всего 25 мм вовнутрь салона и 41 мм ввысь (при допуске 100 и 80 соответственно), а педали и совсем остались на месте! В целом кузов сложился по всем правилам инженерного искусства. Передок принял на себя основную энергию удара, погасив необходимое количество «джоулей». Но что произнесут датчики?
По ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН № 94) машину лупят на скорости 56+1 км/ч о особый деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием. Его характеристики и структура агрессивно нормированы не только лишь по общим размерам, да и плотности сотового блока (28,6 кг/мз СЛОВО ПОТЕРПЕВШИМ
Вправду, шофер отвертелся испугом. Аспект травмирования головы (HIC) составил всего 565,9 ед., а изгибающий момент шейки – 26,8 Н.м, что по методике Euro-NCAP (примем ее для косвенной оценки) находится в границах зеленоватой зоны – соответственно до 650 и до 42. Ну и другие характеристики в норме: сжатие грудной клеточки, сжимающее усилие левого ноги, перемещение коленных чашечек, сжимающее усилие голеней (см. рис.). Подпортило картину правое бедро – сжимающее усилие превысило порог зеленоватой зоны, но до максимума, при котором возможен перелом, припас есть. В общем, пациент живой и в меру здоров.
Кузов «Лифана» сложился как положено: передок погасил энергию удара; оставшейся не хватило на деформацию салона. А вот пассажиру досталось больше. По данным датчиков в грудной клеточке через 0,083 с после столкновения ремень разжал объятия, при всем этом основная фаза удара (пик перегрузок) пришлась приблизительно на 0,1 с. Может, за эти 0,017 c не успеет случиться ничего ужасного? Судя по аспекту травмирования головы в 704,9 единицы, до максимума в 1000 (по Правилам ЕЭК ООН) далеко, но результирующее ускорение при продолжительности 3 мс составило 75,8 g, что уже совершенно близко до порога в 80 g. Но гласить о том, что мозг серьезно пострадал, при таких показателях формально не приходится. А вот с шейкой – неудача. Изгибающий момент, вызывающий кивок вперед, составил 33,9 Н.м, что в принципе допустимо (предел по нормативу – 57 Н.м), но при отскоке бедняга откинул голову под действием страшного момента, превосходящего порог измерительного оборудования – более 100 Н.м!
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Что все-таки вышло с «пассажиром»? После того как его ремень не сдюжил и тело пошло вперед, изгибающий момент шейки, очевидно, снизился, но только до поры. Скользнув головой по панели устройств (на 0,09 с) и здесь же приложившись ею в стекло, манекен обрел точку опоры, но туловище продолжает полет по инерции и собственной массой гнет шейку, правда, еще пока в границах допустимых значений (отрицательный пик на 0,12 с). В этот момент автомобиль уже в стадии отскока и, составляй манекен с ним единое целое (будь он пристегнутым), его последним движением было бы запрокидывание головы и несильный удар в подголовник. Но подголовник-то далековато! Не обнаружив опоры, голова уходит вспять на запредельный угол, а у человека это 73–81 градус. Топология же манекенов (размеры, масса и подвижность частей тела) приблизительно соответствуют средним антропометрическим данным человека, и при таких углах показания датчиков зашкаливают – нет смысла в расширении шкалы, если шейка уже сломана. Так что основная причина как минимум «тяжкой инвалидности» манекена – в большой амплитуде его полетов по салону, что снова подтверждает пользу ремней (очевидно, исправных).
Но не все так грустно. Естественно, манекена жалко, но на то тесты, чтоб «малой кровью» поправить ошибки, а они случаются и у более именитых производителей. К примеру, с похожей неувязкой «недержания» замка в свое время столкнулись вазовцы, а дело оказалось всего-то в кронштейне замка. Из-за его лишней жесткости ремень при столкновении мгновенно натягивался и «пел» как будто гитарная струна. От этих высокочастотных колебаний замок самопроизвольно расстегивался. Конструкторы сбили ремень с «ритма», сместив крепежное отверстие относительно полосы приложения нагрузки – всего-то изогнув ножку замка!
Так же поступили «китайские товарищи» и, пока материал готовился в печать, провели удачные тесты автомобиля с новыми замками.