Дело о патруле-невидимке
Дело о патруле-невидимке
Игорь Ш. ворачивался на «Тойоте-Лендкрузер» домой по трассе «Крым». В Курской области, посмотрев в зеркало заднего вида, направил внимание, что сзади едет «Самара» с очень затемненными стеклами. Машина у Ш. примечательная и дорогая, в этот момент на трассе было пустынно, потому висевшая на хвосте «девятка» вызывала тревогу. Игорь решил оторваться от подозрительного автомобиля и прирастил скорость, но не тут-то было: «девятка» не отставала! Тогда Ш. скинул скорость, принял правее, чтоб пропустить назойливую «Самару». Снова не угадал – машина преследователей тоже скинула скорость. Сопротивляться в случае нападения глупо, потому шофер решил как можно резвее добраться до наиблежайшего поста ГИБДД и попросить о помощи!
Внедорожник прибавил ходу, но «девятка» продолжала висеть на хвосте. В конце концов появился указатель населенного пт – Высоконские дворы. В деревне на перекрестке «Лендкрузер» опередил медлительно ехавший «Жигуленок», и здесь вышло волшебство: «Самара» стала понемногу отставать и через некое время пропала из виду. Игорь облегченно вздохнул и решил, что гнались за ним не бандиты с большой дороги, а обыденные русские «шумахеры» – любители погонять и защекотать нервишки. Как позже выяснилось, он был прав. Тот, кто посиживал в «девятке», вправду обожал защекотать нервишки – другим водителям!
ПРОСТО Я РАБОТАЮ… ПРОВОКАТОРОМ
Ш. миновал населенный пункт и минут через 20 увидел впереди пост ДПС. В помощи служащих милиции он сейчас не нуждался и желал про-ехать мимо. Но инспектор востребовал тормознуть и растолковал, что шофер иномарки нарушил Правила, выехав на встречную полосу.
– Я не нарушал! – возмутился Игорь.
– На данный момент подъедет патрульная машина, и вам все растолкуют, – хладнокровно ответил инспектор.
Ожидать пришлось минут 30. Когда же подъехала патрульная машина, Ш. растерял дар речи. Это оказалась та «девятка» без опознавательных символов, с обыкновенными номерами и затемненными стеклами! Дверь медлительно открылась, и из салона выкарабкался инспектор ДПС.
– Старший лейтенант милиции Подчерняев, – представился он. – Вы нарушили требования ПДД и выехали на полосу встречного движения; при всем этом пересекли сплошную линию разметки, а обгон сделали в зоне деяния знака 3.20 «Обгон запрещен». Если сомневаетесь – вот подтверждения.
Инспектор раскрыл дверь «девятки». Оказывается, в салоне был установлен экран, связанный с камерой. На мониторе, и правда, была запечатлена «Тойота», обгонявшая «Жигули». Правда, ни знака «Обгон запрещен», ни сплошной полосы разметки видно не было. Была прерывающаяся! Только на одной картинке в самом начале обгона вcедорожник левыми колесами наехал на сплошную линию, но она здесь же и завершилась!
Началась «психологическая обработка»: в течение 10 минут инспектор ДПС не один раз повторял, что за такое нарушение предвидено лишение «прав». Или он так рьяно пробовал довести до водителя положения ПДД и КоАП, или ожидал встречных предложений...
Но Ш. намеков не сообразил и сходу отдал осознать, что вины за ним нет.
Но инспектор даже не пробовал услышать водителя. Составил административный протокол, нарисовал схему обгона и изъял водительское удостоверение. После этого сел в свою тонированную «девятку» и удалился – наверняка, поехал устраивать еще одну гонку с преследованием.
УГАДАЙТЕ, КТО ПРАВ?
Ш. возвратился домой, в Москву и стал ждать вызова в трибунал. Практически через два месяца пришло уведомление, и Игорь совместно с адвокатом отправился знакомиться с материалами дела.
Там, кроме фото и схемы, были приложены определение о передаче дела по месту проживания Ш. и рапорт инспектора ДПС Подчерняева. Тот в красках поведал, как шофер «Тойоты» грубо нарушил все вероятные пункты ПДД и выехал при обгоне на встречную полосу.
В определении за подписью командира ОБ ДПС № 2 ГИБДД Курской области Шпартуна С.В. обозначено последующее (дословно): «…шофер Ш., управляя автомобилем, при совершении обгона транПодвесканого средства, выехав на сторону проезжей части дороги, созданную для встречного движения, в зоне деяния дорожного знака «Обгон запрещен», «Въезд запрещен», в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения нарушил…» – и дальше перечислялось, что конкретно.
Реально Ш. сделал обгон на нерегулируемом перекрестке в населенном пт, двигаясь по главной дороге. Ни знака «Обгон запрещен» (хотя даже если б и стоял таковой символ, то зона его деяния распространяется от места установки до наиблежайшего перекрестка), ни тем паче знака «Въезд запрещен» на этом участке дороги не было. Единственное, за что можно было «зацепиться» бдительному офицеру ГАИ – в самом начале обгона внедорожник заехал на сплошную линию. Но это вышло практически в нескольких сантиметрах до начала прерывающейся, что отлично видно на снимке!
Арбитр А.М. Хуснетдинова пристально выслушала Ш., его заступника; длительно изучала документы, уточняла Ремонт и эксплуатация. После этого сказала, что ей нужно навести запрос в ГИБДД Курской области, чтоб выяснить, какие конкретно знаки установлены на месте происшествия. Рассмотрение дела перенесли.
Через неделю Игорь и его юрист опять были у судьи. Ответ на запрос пришел, из него следовало, что символ «Обгон запрещен» был установлен за длительное время до перекрестка. Но арбитр даже не удосужилась заглянуть в ПДД, где верно обозначено, как действуют дорожные знаки, каковой порядок обгона – она объявила, что… лишает Ш. права управления транПодвескаными средствами!
Случилось то, что бывает нередко: трибунал с готовностью признал правоту офицера ГАИ. А реально в сущности происшедшего даже не пробовал разобраться.
РУКА РУКУ МОЕТ?
Почему сотрудник ДПС, используя автомобиль без особых опознавательных символов, преследует других участников движения и практически вынуждает их нарушать ПДД? Либо, как минимум, ощущать себя некомфортно. По аннотации сотрудникам разрешено вести скрытое патрулирование, но – стимулировать?! Почтения водителей к работе ГИБДД такие деяния не добавят. Это 1-ое.
И 2-ое. На примере этого дела я в очередной раз удостоверился, что в судах автоматом принимают сторону правоохранительных органов. Другими словами формально, естественно, дело рассматривается, опрашивают водителя и очевидцев, направляют разные запросы... Прогуливаются даже слухи, что есть внегласная установка арбитрам: наказывать водителей по дорожным делам очень строго и решение ГИБДД под колебание не ставить!
Есть система ГИБДД, где действуют свои законы и негласные обычаи. Есть судебная система, которая поддерживает «соседей» всеми силами. И человеку за рулем совместным действиям этих 2-ух систем даже нечего противопоставить! Выходит, что хоть какого водителя инспектор может обвинить во всех тяжких, и поди обоснуй оборотное! Я не желаю сказать, что никчемно отстаивать свои права; в моей практике уже довольно много дел, где справедливость восторжествовала и шофер был оправдан. Биться нужно непременно! Но пока судьи не начнут рассматривать «автодела» так же серьезно, как, скажем, уголовные, пока не вспомнят о презумпции невиновности, порядка не будет – ни на дороге, ни в головах. Так как единственный вывод, который в состоянии сделать наказанный шофер – нарушать правила можно всегда и всюду, главное, не попадаться, а если уж попался – договаривайся на месте!
Этого добивались инспектор Подчерняев и арбитр Хуснетдинова?
P.S. Ш. подал апелляционную жалобу в районный трибунал. ЗР смотрит за развитием ситуации.
Время от времени сотрудники ГИБДД употребляют провокационные способы, а позже винят водителей в нарушении правил.