Страховому рынку угрожает кризис неплатежей
Страховому рынку угрожает кризис неплатежей
Ингосстрах первым из больших страховых компаний забил тревогу: на рынке идет больная тенденция к понижению размера страховых взносов. Понижаются тарифы по автострахованию, при этом низкие цены предлагают в том числе большие компании, работающие на рынке уже издавна.
«Необоснованное понижение тарифов, которое противоречит здравому смыслу и находится за границей себестоимости, мы называем демпингом, - ведает Виталий Княгиничев, директор департамента всеохватывающего страхования Ингосстраха -Бороться с таким демпингом на сегодняшнем шаге нереально, - но необходимо осознавать, что компания, которая предлагает такие страховые полисы, не может подабающим образом сформировать страховые резервы. Это очень страшная тенденция. Страшно то, что многие из числа тех, кто на данный момент реализует полисы по низким ценам, это понимают. Привлекая клиентов низкими ценами и собирая недостаточные премии, они, тем, выстраивают страховую пирамиду, выплачивая по текущим убыткам за счет новых клиентов и просто пробуют продлить свое существование. А ведь если сборы премии с новых клиентов начнут понижаться, либо просто остановятся – демпингующий просто не сумеет расплатиться по всем взятым на себя обязанностям. Вот поэтому Ингосстрах никогда не пойдет по пути безосновательного понижения тарифов».
Но, безосновательное понижение тарифов – не единственная причина усугубления ситуации на страховом рынке. Объем сборов по автокаско в РФ в 2009 году может сократиться на 15-30% по сопоставлению с 2008 годом. Это падение может быть вызвано резким сокращением объемов продаваемых в Рф импортных машин, которые сформировывают базу страхового ранца автокаско у фаворитных страховщиков. По прогнозу Игоря Ямова, заместителя генерального директора Ингосстраха, по самому оптимистичному сценарию к концу 2009 реализации автомобилей свалятся вдвое, а сборы по каско - на 15%. Пессимистичный же подразумевает падение продаж автомобилей на 65%, а сборов страховых премий – на 30%.
Уже к маю этого года у ГАЗа реализации свалились на 60%, у Хэндэ на 77%. Реализации Nissan сократились на 60%, а автомобилей Форд, Опель и Мазда было продано на 69% меньше, чем за 5 месяцев предшествующего года.
Сразу, по оценкам Игоря Ямова, в кризисном году обозначился резкий рост цены среднего убытка - по различным моделям импортных машин рост составил 9-12% и даже 30-32%.Он добавил, что «такой рост оказался связан с повышением цены привезенных из других стран запчастей к автомобилям, цены нормочаса в сервисных центрах, также с переходом ремонтников на выставление цен по лакокрасочным работам в евро».
Страховщики говорят, что один из японских автопроизводителей с этой весны поднял стоимость на лобовые стекла для собственной машины эконом-класса (розничная стоимость – 18000 баксов) до 96 тыщ рублей, что составило 15% цены автомобиля. А ведь подмена стекол – один из часто встречающихся страховых случаев. В особенности летом, когда Различное выезжают за город и рискуют получить трещинку из-за отлетевшего из-под колес идущей впереди фуры камня.
В этой связи, страховые компании столкнулись с ситуацией, когда собранных при продаже полисов автокаско в 2008 году средств хватает лишь на 70-75% покрытия нужных ремонтных работ. Страховщики, которые ранее времени жили на растущем рынке за счет неизменного роста страхового ранца, обязаны использовать стратегию избирательного подхода к урегулированию убытков, т.е. отказывать в выплате либо снижать ее размер.
- Компании будут покидать рынок по различным причинам, - ведает Виталий Княгиничев, - Если у страховой компании отобрали лицензию по ОСАГО, либо остановили ее действие, то компания не может больше страховать никакие опасности, ни по каким видам страхования, другими словами это конец. Мы считаем, что в перспективе до 2011 года количество страховщиков, которые закончат свою деятельность, либо сольются с более большой и финансово устойчивой компанией, может составить до 50% от полного количества страховых компаний.
Автомобилистам все это угрожает большенными неуввязками: если выплаты по ОСАГО в случае банкротства страховой компании возьмет на себя фонд Русского союза автостраховщиков (РСА), то с КАСКО все еще ужаснее. Нельзя исключить ситуации, когда человек, исправно плативший страховые взносы, в случае ДТП остается без выплаты. И отлично еще, если кредит за машину будет уже погашен к тому моменту…
Естественно, клиенты, уплачивающие, с их точки зрения, приличные Энциклопедия грузовых автомобилей страховщику, будут недовольны, когда им просто так, без разъяснения обстоятельств отремонтируют только часть машины, либо потребуют доплатить за ремонт. И если репутация автокаско в очах клиентов свалится, то плохо будет всему рынку. Ингосстрах первым предложил новый антикризисный продукт, способный хотя бы отчасти поправить эту ситуацию. Его адресаты – клиенты страховых компаний, у каких Росстрахнадзор отозвал либо остановил лицензию, также те, кто колеблется в надежности собственного сегодняшнего страховщика. Клиенту довольно будет заключить с "Ингосстрахом" контракт по страхованию автокаско, и он получит страховые услуги на больший срок по цены годичного полиса и высококачественное урегулирование страховых случаев.
Период страхования будет рассчитываться персонально для каждого обратившегося клиента. Программка действует в отношении страхователей, в первый раз обратившихся к услугам ОСАО "Ингосстрах".
Кстати, если человек, купил автомобиль в кредит и застраховал его в согласовании с требованиями банка, а на данный момент колеблется в стабильности собственной страховой компании, Ингосстрах сумеет поновой застраховать и кредитный автомобиль. Чуть ли хоть один банк откажется от сотрудничества с одним из огромнейших страховщиков Рф.
Пока это предложение будет действовать исключительно в Москве и Столичной области.
Николай Смирнов