ДВА МЕСЯЦА ДО БЕСПРАВИЯ
ДВА МЕСЯЦА ДО БЕСПРАВИЯ
Животрепещуще!
ПОСЛЕДНИЙ СРОК
ДВА МЕСЯЦА ДО БЕСПРАВИЯ
Приближается время, когда водительские удостоверения старенького эталона закончат действовать.
Издавна стихли страсти по поводу предстоявшего обмена "прав". Повозмущавшись, дойдя аж до Верховного суда, автомобилисты сообразили: противная процедура неминуема и... успокоились. Слабенькой "обменной" активности содействовала сначала очень нехорошая организация дела. Желающим поменять удостоверения приходилось страдать в нескончаемых очередях и растрачивать не одну сотку рублей за счастье владеть священной пластмассовой "карточкой".
Кое-кто, откладывая геройский поход в ГИБДД, всекрете рассчитывал на то, что обойдется. Обмен отложат, продлят либо же совсем отменят. Старались не думать над тем, что ожидает, если не поменять старенькые "права", как реальны и значительны последствия.
А меж тем закон не просто строг - он прямо-таки жесток к тем, кто в новеньком году осмелится сесть за руль с удостоверениями старенького эталона, которые будут считаться недействительными. Такие водители попадают под статью 119 КоАП "Управление транПодвескаными средствами лицами, не имеющими права управления...". Это - штраф от 3-х до 5 МРОТ. Плюс, что обиднее всего, - пересдача экзаменов для получения новых "прав".
Управление Русской ГИБДД убеждает, что "ужасную" статью к нарушителям использовать не будут, наказывать станут еще мягче, по статье 114 ("Управление транПодвескаными средствами водителями, не имеющими при для себя документов, тянет предупреждение либо наложение штрафа от 0,2 до 0,5 МРОТ"). Старенькые же удостоверения будут изымать, чтоб вынудить получить (без переэкзаменовок) новые. Казалось бы, не жутко. Но полностью вероятны "инициативы" дорожных инспекторов на местах! Если можно наказывать построже, то непременно найдется кто-то очень "принципный", чтоб пользоваться этим и не дать спуску "злобным нарушителям"...
Что все-таки происходит на данный момент в МРЭО, на пт обмена "прав"? Успеют ли все, кому требуется, получить новые водительские удостоверения? Об этом говорят наши корреспонденты и ответственный работник ГУ ГИБДД МВД РФ.
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Водителей Ростовской области стали призывать на "обменные пункты" с января этого года в теле-, радио- и газетных воззваниях.
Когда мы попали в МРЭО - узрели очередь из 50 человек приблизительно на один час. Молвят, бывает и больше. В январе сюда потянулась самая законопослушная часть водителей - пожилые люди. Занимали очередь с 5 часов утра. Тогда приходило до 750 человек в денек! Ажиотаж спал к апрелю, а сейчас ГИБДД готовится принять вторую волну автовладельцев. Любопытно, что некие пожилые люди не хотят в предстоящем садиться за руль. Но хранить предпочитают все-же "права" нового эталона.
Во время дизайна бланков проверяется подлинность документов. Тяжело сказать, какая сила толкает хозяев липовых удостоверений прямо в объятия правоохранительных органов. За восемь месяцев найдено 65 фальшивок и возбуждено 15 уголовных дел!
С января по август ГИБДД области заменила на новые 140 тыщ водительских удостоверений. Осталось - чуток более 40 тыщ.
Дмитрий ЩЕГЛОВ
Наибольшее число жалоб, связанных с обменом, было в Новосибирской, Ростовской, Липецкой областях, в Краснодарском крае, Республике Карелия, в Москве и Санкт-Петербурге.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Эпопея по подмене водительских прав подходит к концу. Но не всегда и не всюду утвержденная законодательно кампания проходила гладко (см. ЗР, 1999, № 9). Если разбить ее участников на два лагеря - чиновников и водителей, то виноватых в затягивании процесса можно отыскать и там, и там.
В некие летние деньки, чтоб сдать документы, было надо издержать практически целый рабочий денек, да еще полдня, чтоб их получить. И это при том, что процесс приема "бумаг" был очень упрощен - городских жителей обслуживал только один пункт на шоссе Революции.
Много волнений пережили пожилые люди. В региональной прессе были размещены заявления бывшего начальника ГИБДД А. Машнина, который пообещал пенсионерам не наказывать после 31 декабря за внедрение удостоверений старенького эталона на местности городка и Ленинградской области. Одним словом, собственной волей он разрешил не поменять "права" этой группе водителей. Сейчас же выясняется, что это заявление не имеет юридической силы. И поменять удостоверения все равно придется всем.
В то же время много претензий можно предъявить водителям. Невзирая на то, что очереди с течением времени "рассосались", не все торопятся поменять "права": "Все равно продлят!", "Некогда!", "А кому оно нужно!" - таковы мотивы. Кое-кто ссылается на очереди в пт обмена, хотя сам там не был.
Получить информацию по специальному телефону ГИБДД - что необходимо для обмена "прав", режим работы и т.д. - фактически нереально: "занято".
Как ни удивительно, осенью поток желающих поменять удостоверения уменьшился. Выяснить в ГИБДД городка, сколько водителей еще не поменяли "права", не удалось: сослались на отсутствие данных. Все же можно представить, что многих откладывающих подмену "на последний денек" ожидают жаркие денечки в очередях.
Игорь ЛАГУТИН
В МРЭО УГИБДД Центрального административного окрестность Москвы - идиллия. И народу малость и обстановка размеренная. Но факт этот быстрее беспокоит, чем веселит: пока очень немногие обитатели района поменяли "права". Кстати, в других окрестностях раз в день приходят поменять удостоверения человек 250-300, и это, считают там, еще не ажиотаж.
Из 13 миллионов подлежащих подмене водительских удостоверений к сентябрю обменено только 5 с половиной миллионов. При сегодняшних темпах будет нужно еще год! А в Башкирии, Татарии, Амурской, Курской, Пензенской и Нижегородской областях - более 2-ух лет! В Столичной области обменено чуток более половины, а в столице - третья часть.
Ряд регионов стремился нажиться, завышая цена "прав". Более отличились Петербург - 600 рублей, Ленинградская область - 400, Республика Саха-Якутия - 347, Ставропольский край - 280, Курская область - 266. Это за пластиковую "карточку". Дешевенькие "корочки" стоили от 50 до 140 рублей.
(по данным ГУ ГИБДД МВД РФ)
ВЛАДИВОСТОК
Владивосток - без преувеличения - "город на колесах". Каждый 6-ой обитатель - обладатель водительских прав. И большая часть - Различное дальновидные. Как сказал и. о. начальника городского МРЭО ГИБДД Владимир Кушнарь, более 105 тыщ автомобилистов во Владивостоке уже могут повытрепываться новыми удостоверениями, при этом 97 тыщ предпочли дорогие, пластмассовые. По самым умеренным подсчетам, около 30 тыщ водителей отложили, обыкновенно, мероприятия на последние деньки. Конкретно они на данный момент каждый денек с 5 часов утра атакуют здание МРЭО. Личный состав инспекторов перебежал на шестидневную рабочую неделю, а сам рабочий денек продлен с 8.00 до 19.00. Дополнительно по городку скооперировано четыре пт по обмену. Раз в день новые водительские удостоверения получают в городке от 150 до 200 человек. Наряду с выдачей новых документов выявлено огромное количество водителей, лишенных "прав", лиц, находящихся в розыске, и несколько злобных алиментщиков.
Марина ЛОБОДА
Комментарий начальника отдела лицензионно-разрешительной и экзаменационной деятельности ГУ ГИБДД МВД РФ Юрия ШАКИРОВА
Срок окончания обмена водительских удостоверений (1 января 2000 года) определен постановлением Правительства № 831 от 8 июля 1997 года. Стало быть, поменять его требования может только новое постановление Правительства. Как я знаю, таких проектов нет, потому каждый должен для себя ясно представлять ситуацию.
О подмене "прав" объявили два года вспять! Было огромное количество статей и выступлений в СМИ по этому поводу. Более того, два раза заседал Верховный трибунал, подтвердивший правомочность постановления Правительства. Как следует, итог по обмену удостоверений к началу сегодняшней озари можно именовать удручающим. Чья вина? Не берусь утверждать совершенно точно - водителей либо ГИБДД. Многие откладывают подмену "прав" на последний денек, и напрасно. Летом и осенью, когда мы, что именуется, развернули все мощности (по стране, кроме 1300 "штатных" пт обмена, скооперировано более 200 дополнительных и выше 500 - мобильных), большая часть пт было загружено только наполовину!
Справедливости ради нужно сказать, что в ряде регионов руководители ГИБДД не организовали толком работу. Некие "захворали" практикой подтверждений. Приходит шофер, а ему молвят: ожидайте, будем вас инспектировать, посылать запросы по месту выдачи удостоверения. "Отличились" Москва, Ставрополье и Ленинградская область. Еще весной мы воспретили рассылать запросы в границах 1-го региона: на собственной местности необходимо такие дела решать стремительно и без картонной волокиты. Но... некие начальники продолжают писать письма на примыкающие улицы!
В прошедшем году мы отказались от идеи одного эталона водительского удостоверения и предложили водителям выбор: пластмассовая "карточка" либо "корочки". Последние, в среднем по Рф, стоят 30 рублей ("пластик" - 120 рублей). Плюс к этому ввели 50-процентные льготы на "карточки" для чернобыльцев и ветеранов ВОВ, а неким категориям инвалидов "права" заменяются безвозмездно. А что на местах? В Санкт-Петербурге "дешевеньких" удостоверений за прошедший год выдано только три штуки, а вот на Алтае, в Карелии и Калининградской области вообщем не выдавали "карточки".
Без колебаний, ГУ ГИБДД и МВД к концу года дадут оценку тому, что было изготовлено и не изготовлено. Что касается "неторопливых" водителей, то они накажут себя сами. Те, кто впору не побеспокоился о подмене удостоверения, с 1 января 2000 года будут считаться "не имеющими при для себя документов, предусмотренных ПДД". Пусть не "лишенными права", не обреченными пересдавать экзамены, но создавшими для себя излишние трудности.